11 121 просмотра(ов)

Критерии оценивания итогового сочинения 2020-2021

 

Дата проведения итогового сочинения 2020-2021

Итоговое сочинение для учеников 11 классов состоится 5 апреля 2021 года. Это сочинение является допуском к Единому государственному экзамену (ЕГЭ). Такая дата объявлена в приказе Минпросвещения и Рособрнадзора. Темы сочинений будут сформированы по часовым поясам. Дополнительные даты назначены на 21 апреля и 5 мая.

Изначально написание итогового сочинения должно было состояться 2 декабря, однако 25 ноября стало известно о его переносе. Проведение сочинения в дистанционном формате не рассматривалось из-за риска, что дома «испытание превратится в сочинение для родителей, а не для выпускников», подчеркнул глава Рособрнадзора Анзор Музаев.

Всего есть три попытки для написания итогового сочинения. Если по тем или иным причинам вы не сможете 5 апреля написать его или получите «не зачёт», то у вас еще будут две возможности написать итоговое сочинение 21 апреля или 5 мая. Напомним вам, что итоговое сочинение оценивается оценками «зачёт» или «незачёт».

Важная информация!

Некоторые ВУЗы в Москве и Санкт-Петербурге принимают итоговое сочинение как личное достижение и оценивают его от 2 до 10 баллов, поэтому рекомендуется заранее узнать в приёмной комиссии тех ВУЗов, куда вы собираетесь поступать, рассматривают ли они итоговое сочинение как личное достижение, потому что там другие требования. Обычно там требуются два примера анализа художественного текста и пример из жизни.

[свернуть]

В данной статье мы поговорим о требованиях и критериях оценивания итогового сочинения, предъявляемых ко всем итоговым сочинениям в нашей стране.

Требования, предъявляемые к итоговому сочинению

Итак, существует 2 основных требования, которые являются допуском к проверке вашего сочинения:

 

  1. Объём работы(минимум 250 слов, рекомендуется 350)
  2. Самостоятельность написания

Первое требование — это конечно же объём работы. Ваша работа должна содержать минимум 250 слов, а рекомендуемый ФИПИ объём — 350 слов. Все самостоятельные служебные части речи считаются как отдельное слово, поэтому и союзы и предлоги идут в зачёт. Есть еще один маленький нюанс: если вы пишете в тексте «А.С.Пушкин», то эта конструкция считается за одно слово, в если вы пишете в тексте «Александр Сергеевич Пушкин», то это уже три слова. Но в то же время, названия произведений, сколько бы они слов не содержали, оцениваются как одно слово.

Второе требование — это требование самостоятельности написания сочинения, то есть если сочинение откуда-то списано или экзаменуемый по памяти воспроизводит его, то проверяющие не допускают работу к проверке.

Критерий №1. Соответствие теме

Итак, если эти 2 требования соблюдены, то работа проверяется по 5 критериям.

Первые 2 критерия являются обязательными. Первый критерий называется «Соответствие теме». Что значит соответствовать теме? Каждый год в сентябре ФИПИ публикует 5 направлений итогового сочинения, которое в этом году пройдёт 5-го апреля. Конкретные темы будут известны за 10 минут до начала экзамена. Вы выбираете одну из тем. Тема может быть сформулирована в трёх вариантах:

  1. Вопросная форма
  2. Цитатная форма
  3. Назывная форма

Пример вопросной формы темы: «Почему талантливые люди обычно одиноки?», то есть вы в своём сочинении отвечаете на этот вопрос.

Пример цитатной формы темы: «Рукописи не горят».

Назывная форма темы утверждает какую-либо мысль.

Вы выбираете одну из тем и по ней пишете сочинение, поэтому это первый основной критерий — «Соответствие теме».

Критерий №2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Второй критерий называется «Аргументация. Привлечение литературного материала».

Не обязательно приводить аргументы из художественных произведений, то есть вы можете привести аргумент из какого-либо публицистического произведения. Также необязательно приводить аргументы исключительно из классических произведений, вы можете привести примеры как из современного, так и из классического произведения, как из русское, так и зарубежное. Здесь нет ограничений.

Также следует отметить, что необязательно писать 2 примера. Обычно пишут два для перестраховки, для того, чтобы показать читательский опыт.

Критерий №3. Грамотность

Это были 2 основных критерия, далее идут 3 факультативных критерия. Из этих 3 критериев, хотя бы 1 должен быть в плюсе. Например, третий критерий — это «Грамотность». Что подразумевается под грамотностью? Суть в том, чтобы на 100 слов в сочинении должно быть не более 5 ошибок, то есть к примеру, если вы пишете сочинение на 300 слов, то в вашей работе может быть до 15 ошибок. Какие ошибки здесь имеются ввиду? Это орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки. Под грамматикой подразумевается правильное употребление всех форм частей и правильное употребление членов предложения в различных конструкциях. Вот это все является грамотностью.

Критерий №4. Композиция и логика рассуждения

Ещё один критерий называется «Композиция и логика рассуждения». Обычно сочинение имеет трёхчастную структуру. Это вступление, основная часть и заключение. Причём вступление и заключение обычно составляют две трети от всего объёма.

Во вступлении обычно бывает ответ на вопрос, потом рекомендуется писать собственное мнение, через конструкции: «Я думаю», «По моему мнению», «Я считаю» или через сложноподчиненные предложения. Заканчивать вступление лучше всего с помощью речевого мостика. Например, вы говорите: «Для подтверждения данной мысли хочется обратиться к личному читательскому опыту» или «Данная тема является актуальной во все времена и затрагивается во многих произведениях как русской так и зарубежной литературы». Это предложение-мостик заканчивает ваше вступление и подготавливает читателя к основной части.

Если в основной части у вас два примера, естественно каждое произведение будет выделено в отдельный абзац, вы можете писать так: «В качестве первого примера хочу проанализировать» или же через вводные слова: «Во первых, во вторых» и т.д. В основной части обязательно делается отсылка к самому произведению, его анализ, но без пересказывания, как это часто бывает.  Вы раскрываете произведение с какими-то элементами пересказа и делаете микровывод. Это не вывод для всего сочинения, это некий итог того, как данная тема отражена в произведении.

Не забывайте, что вывод тоже выделяется в отдельный абзац. Вывод начинается обычно с вводных слов. Например, «таким образом», «итак» или через конструкцию «в заключении хочу сказать, что».

Критерий №5. Качество письменной речи

Пятый критерий называется: «Качество письменной речи». В чём же заключается качество письменной речи? Зачастую в своих работах дети допускают речевые ошибки. Назовём топ-3 речевых ошибок:

  1. Тавтология
  2. Плеоназм
  3. Нарушение лексической сочетаемости слов

Тавтология — это повторение однокоренных слов. Например в предложении: «Следует отметить следующие недостатки» мы отмечаем, что повторяются два слова «следует и следующие».

Вторая ошибка, которая встречается в работах — это плеоназм. Плеоназм — это словосочетания, в которых слова дублируют друг друга по смыслу. Например, если мы говорим: «Главная суть», то слово «суть» уже содержит в себе смысл слова «главная».

Третья ошибка — это «Нарушение лексической сочетаемости слов». Например, если сказать «В магазине дешевые цены», то слово «дешевый» в принципе вместе со словом «цены не употребляется». Это пример 6 задания ЕГЭ.

Статья написана, базируясь на видеоуроках youtube-канала автора Мимоза Фахрутдинова

Оцените
+1
3
+1
0
+1
0
+1
3
+1
2
+1
1
+1
4

Критерии оценивания итогового сочинения 2020-2021

Добавить комментарий

Обязательные поля помечены *. Ваш email адрес не будет опубликован.