Владимир Маяковский

19 июля 1893 г. – 14 апреля 1930 г.

Известная цитата: Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй.

 

Владимир Маяковский был ведущим русским поэтом-футуристом 20-го века, который создал совершенно новую форму русской поэзии, отдаленно напоминающую таких современных рэперов, как Эминем и Снуп Догг.

Родился Владимир Владимирович Маяковский 19 июля 1893 года в городе Багдади Кутаисской губернии Закавказского царства Грузии, тогда входившего в состав Российской империи (ныне Грузия). Он был последним из троих детей в русско-украинской семье. Его отец, Владимир Маяковский, был русским казаком, работавшим в Императорском министерстве лесничим. Его мать Александра Алексеевна была украинкой. Юный Маяковский вырос в двуязычной среде, его мать говорила по-грузински, а он учил русский, а его детство и отрочество прошли в гимназии в Кутаиси, Грузия. В 1906 году, когда Маяковскому было 13 лет, его отец умер от заражения крови, вызванного порезом пальца. Юный Маяковский переехал в Москву вместе с мамой и двумя сестрами.

В годы становления Маяковский впитал в себя мультикультурные влияния Закавказья и России. С 1906 по 1908 год учился в Московской гимназии, затем бросил учебу и был вовлечен в революционное движение в тогдашней подпольной Коммунистической партии России. Из-за его связи с коммунистами он был трижды арестован, нарушил тюремные правила и провел более шести месяцев в Бутырской тюрьме в Москве. Там он написал свои первые стихи в одиночной камере в 1909 году. После тюремного заключения Маяковский отказался вступать в Коммунистическую партию, за что В.И. Ленин сказал своим товарищам-коммунистам, что они не должны доверять Маяковскому и должны следить за его деятельностью и публикациями. В 1910-е годы Маяковский стал самостоятельным мыслителем и писателем. Учился в Строгановском художественном училище, затем в Московском институте живописи, скульптуры и архитектуры. Там он познакомился с художником-футуристом Давидом Бурлюком , и вместе они работали над несколькими художественными выставками и написали книги.

В 1912 году Маяковский переехал в Санкт-Петербург, столицу, известную своим богатством, культурным разнообразием и космополитическим образом жизни. Там он познакомился с Максимом Горьким. который сыграл важную роль в его первых шагах и представлениях. Маяковский написал и поставил свою первую пьесу – трагедию «Владимир Маяковский», премьера которой состоялась в петербургском театре в 1913 году. Тогда на даче в пригороде Левашово Санкт-Петербурга Маяковский познакомился с женщиной Лилей Брик, которая навсегда изменила его жизнь. Она стала его музой, возлюбленной и самым надежным спутником, а ее муж, Осип Брик, со временем стал издателем важнейших произведений Маяковского.

В популярном литературном клубе «Бродячая собака» Маяковский познакомился с начинающей поэтессой Анной Ахматовой , ее мужем Николаем Гумилевым и другими важными деятелями процветающей петербургской культурной жизни. Корней Иванович Чуковский, один из ведущих писателей Петербурга, провозгласил Маяковского гением и продвигал его стихи. Однако во время 1914-1918 годов катастрофическая Первая мировая война, две русские революции и последующая гражданская война в России принесли огромные разрушения, бедность и нестабильность. Маяковский был призван и служил в Петроградском военном автомобильном училище с 1915 по август 1917 года. После революции 1917 года он остался в Петрограде (Санкт-Петербург) и был редактором футуристической газеты, художественных журналов «Искусство» и других проектов.

В 1918 году Маяковский дебютировал в кино, снявшись в трех немых фильмах на студии «Нептун» в Санкт-Петербурге. Он появился как актер, сыгравший одну из главных ролей с Лилей Брик, которую он также написал, и “Не для денег родившийся” (1918); оба фильма были сняты Никандром Туркиным . Маяковский также снялся в фильме « Барышня и хулиган» (1918), в котором он был одним из режиссеров. Тогда в одном из петербургских театров состоялась премьера его спектакля «Мистерия-буфф» (1918).

В середине 1919 года он переехал из Петербурга обратно в Москву. Некоторое время он работал дизайнером и поэтом пропагандистских изданий в Российском телеграфном агентстве РОСТА. В его московский кружок входили такие деятели культуры, как Осип Брик и Лиля Брик , а также их друзья: художники и режиссеры, такие как Сергей М. Эйзенштейн , и Александр Родченко , писатели Борис Пастернак и Виктор Шкловский среди других. Маяковский и Брик вместе с Львом Кулешовым , Дзигой Вертовым и Сергеем Юткевичем издали авангардный и левый журнал «ЛЕФ» , выступая против господствующей официальной советской культуры. Маяковский дошел до крайностей, он призвал на помойку всю историю и традиционную культуру, например писателей XIX века Александра Пушкина и Льва Толстого , а также классическое искусство. Он также выступал против унылой официальной пропаганды «пролетариата» и конформистской советской массовой культуры. Его сатирические пьесы «Клоп» (он же .. Постельный клоп) и «Баня» поставлены режиссером Всеволодом Мейерхольд , но вскоре был забанен. Маяковский активно участвовал в зарождающейся российско-советской киноиндустрии как писатель, актер и кинорежиссер. Он также является соавтором сценария к фильму Лили Брик « Евреи на земле» (1927).

В течение 1920-х годов Маяковский много путешествовал по Европе и Америке и накопил значительный космополитический опыт. В Париже он посетил студии Пабло Пикассо и Фернана Леже . В Америке у Маяковского родилась дочь Патриция Томпсон от русско-американской эмигрантки Элли Джонс (Елизавета Петровна). В Европе у него были отношения с другой русской эмигрантской актрисой. В то время он узнал, что большинство русских писателей и поэтов, таких как Анастасия Цветаева не умеет зарабатывать на Западе. Вернувшись в Россию, он добился такого успеха, что купил себе новый автомобиль «Рено» и нанял частного шофера, товарища Гамазина, который также был секретным информатором советской службы безопасности.

К концу 1920-х годов Маяковский стал популярной и влиятельной фигурой в советской культуре и политике; он был поэт, художник, актер, писатель, режиссер и оратор. Его возбуждающие публичные выступления часто раздражали советских чиновников. Маяковский применил свой необузданный гений почти во всех аспектах культурной и политической жизни и в конечном итоге стал гораздо более высокой и крупной фигурой, чем могла вынести советская власть. Его нонконформистская и немарксистская позиция стала проблемой. По этой причине он находился под постоянным наблюдением советских властей.

Интеллектуалы считали Маяковского нарушением всех правил и традиций в литературе, искусстве и общественной жизни, а также его смелым и весьма оригинальным стилем поэзии. Он был известен своими страстными и интенсивными публичными выступлениями. Он также был известен своими беспокойными отношениями с женщинами. Его личная жизнь долгие годы оставалась нестабильной, так как в своей жизни он разрывался между несколькими женщинами. 14 апреля 1930 года Маяковский был найден мертвым, и его смерть сопровождалась письмом с довольно саркастическим посланием. Советские власти заявили, что Маяковский выстрелил себе прямо в сердце из-за разрыва с актрисой Вероникой Полонской . Через десять дней после смерти Маяковского был застрелен и следователь по уголовному делу Маяковского.

Похоронен Маяковский на Новодевичьем кладбище в Москве. Лиля Брик и ее муж Осип Брик унаследовали писательский архив. В 1935 году, через пять лет после смерти Маяковского, Лиля Брик написала письмо Иосифу Сталину, в котором выразила свою идею опубликовать собрание сочинений Маяковского. Сталин одобрил идею Брика и приказал советским издателям напечатать сборники «революционных» стихов Маяковского. По указанию Сталина «революционные» стихи Маяковского были включены в советскую школьную программу и переизданы массовыми тиражами.

Основные даты из жизни Владимира Маяковского

Период События
19 июля 1893 г. Родился в селе Багдати.
1983—1901 гг. Детство.
1902—1905 гг. Учеба в Кутаисской гимназии. Увлечение марксистскими идеями.
1906—1907 гг. Смерть отца и переезд в Москву. Зачисление в Пятую гимназию, вступление в РСДРП.
1907—1910 гг. Череда арестов и год в Бутырской тюрьме. Пробы творчества.
1910—1911 гг. Выход из РСДРП и попытки проявить себя на поприще живописи.
1912—1914 гг. Увлечение футуризмом. Первые публикации стихов и создание сборника “Я!”.
1915—1918 гг. Знакомство с четой Брик и сложные отношения с Лилей. Выступления на митингах в поддержку Советской власти. Написание пьесы “Мистерия-Буфф” и съемки в кино.
1919—1922 гг. Работа с группой “Комфут”. Активная художественная и поэтическая деятельность. Турне по Европе. Создание группы “ЛЕФ”.
1923—1925 гг. Выпуск журнала “ЛЕФ”, работа редактором.
1925—1926 гг. Поездка в Америку, выступления.
1926—1928 гг. Попытки возродить журнал, написание множества стихов и поэм. Рождение внебрачной дочери. Роман с Татьяной Яковлевой.
1928—1930 гг. Вступление в РАПП. Проблемы в творческой деятельности и крах в личной жизни. Открытие выставки “20 лет работы” и ее провал.
14 апреля 1930 г. Смерть.