Изложение — это достаточно объемная работа, которую очень многие боятся. За него дают целых семь первичных баллов, плюс еще добавляют баллов за грамотность совместно с сочинением и вы получаете достаточно весомое количество баллов за одно лишь задание. Хорошее изложение и хорошее сочинение — они уже в сумме дают достаточное количество балов для хорошей оценки. Ну а если решить еще пару заданий тестовой части, которые сократили ещё в прошлом году, то получится вполне себе хорошая оценка. Итак, как выглядит текст для изложения?
ВАЖНО: За изложение ОГЭ можно получить 7 первичных баллов + баллы за грамотность
В этом тексте всегда 3-4 абзаца. На реальном ОГЭ обычно дают три абзаца, соответственно сколько абзацев — столько и микро тем, потому что один из главных критериев это конечно же определить микро темы и выделить то количество абзацев, которые есть в этом тексте.
Текст на ОГЭ включают два раза и за это время нужно сделать следующее.
- Во первых, конечно же понять вот эти три-четыре микротемы и смысл этих абзацев;
- Во вторых, написать каждый абзац;
- В третьих, использовать приемы сжатия;
- В четвертых, проверить текст на ошибки;
Обязательно это нужно сделать, потому что можно потерять какие-либо баллы по грамотности, а нам это естественно не нужно и финально переписать изложение на бланк.
Теперь пройдёмся по каждому пункту. Во первых как в принципе работать с текстом. Тут есть сразу две категории людей. Первая категория — это ребята, которые очень быстро пишут и успевают все записать, пока им диктуют текст. Эта категория людей в принципе может не выполнять первый пункт и не выделять количество микро тем, не понимать текста в принципе. Просто записать весь текст и потом уже работать с написанным, потому что в любом случае этот текст нужно преобразовать в изложение. Если вы просто подчистую перепишите текст и успеете его записать, вам все равно снизят баллы, потому что очень важно именно использовать приемы сжатия, о которых мы поговорим чуть позже, то есть этой категории людей нужно больше
работать с приемами сжатия и уже по этому тексту, который вы успеете записать, разделить его верно на абзацы
Вторая категория людей — это ребята, которые медленно пишут и боятся не успеть записать текст, соответственно потеряют время на то, чтобы его записать. Не смогут его понять, не смогут его дополнить и естественно, не смогут нормально писать изложение.
Сейчас мы поговорим больше о второй категории людей. При первом прослушивании текста ваша задача выделить темы. Вот эту самую микро тему, то есть определить о чем каждый абзац и примерно понять, сколько у вас будет абзацев. Скорее всего их будет 3, то есть нацеливаться нужно именно на это. Что мы делаем? Мы слушаем первый раз текст и выписываем тезисы из каждого абзаца, то есть основные мысли вы прям можете написать по одному предложению в каждом абзаце и скорее всего это будет ключевая.
При втором прослушивании вы дополняете эти абзацы и еще по предложению, то есть ваша задача не написать абсолютно все, а выделить только основные мысли по каждому абзацу и примерно поделить текст на три части, примерно одинаковое количество предложений у вас должно быть в каждой части. Тем самым вы сможете определить, где у вас начинаются каждый абзац, какая небольшая микротема в каждом абзаце, то есть по сути каждый абзац о чем.
Первый абзац о чем, второй абзац о чем?
Не нужно стараться записать абсолютно все, нужно постараться именно понять, что вам говорят, то есть что вы слышите и записать основные мысли по каждому абзацу. Естественно, если вы будете переживать и стараться как можно больше всего записать, вы можете не уловить смысл, поэтому лучше все таки осторожно постараться послушать, постараться выявить какие-то основные моменты и потом уже дополнить при втором прослушивании эти основные моменты.
Таким образом, первый критерий — это наличие всех микротем. Если вы упускаете какую-то микро тему, то естественно вам снижают балл. Следующий критерий — это применение приемов сжатия на протяжении всего текста. То есть к каждому абзацу вы так или иначе должны применить приём сжатия.
Какие у нас существуют приемы сжатия? Всего три приема. Сейчас я скажу, в чем они заключаются, вы можете выбрать один любой прием и запомнить его и использовать его в каждом абзаце, либо заполнить два-три приема и использовать их в каждом абзаце, то есть достаточно в принципе одного приема и использовать его на протяжении всего текста. Вы сможете получить максимальный балл по этому критерию.
Первый прием сжатия — это замена. Что мы можем заменить? Мы можем заменить какие-то сложные слова синонимами, которые будут вам понятны, то есть заменяя какие-то сложные конструкции, сложные слова на синонимы, вы показываете эксперту, что вы понимаете, о чем идет речь в тексте, соответственно мы заменяем сложные слова, сочетаем сложные слова на простые синонимы, которые вам понятны.
Второй вариант замены — это когда идет ряд однородных членов и вы просто берете объединять их одним общим обобщающим словом. Например, у вас идет перечисление фруктов: бананы, апельсины, яблоки и так далее. Вы понимаете, что это фрукты и заменяете весь ряд однородных членов на фрукты и пишете одно слово — фрукты вместо вот этих вот слов.
Таким образом вот вам уже два приема на замену
Cледующий прием — это замена сложного предложения. Сложносочиненного или сложноподчинённого на простой, то есть вы выкидываете все не нужyое и собственно у вас получается простое предложение. Следующий вариант замены — это если у вас попадается прямая речь и вы понимаете, что у вас идет какое-то цитирование, вы переводите его в косвенную речь, то есть через что он сказал, что там он пошел гулять.
Итак, у нас есть следующие приёмы сжатия:
-
- Исключение
-
- Обобщение
-
- Замена (упрощение)
Оценивание изложения
В 2023 году на ОГЭ по русскому языку можно набрать 33 балла, из которых изложение будет оцениваться максимально в 7 баллов. Эксперты будут проверять текст, написанный экзаменуемым на предмет соответствия трем критериям:
№ |
Критерий | Максимальный балл |
ИК-1 | Содержание | 2 |
ИК-2 | Сжатие | 3 |
ИК-3 | Смысловая цельность, последовательность изложения, связность речи. | 2 |
По первому критерию будет выставлен «0», если экзаменуемый добавит либо упустит в тексте 2 и более микротемы. По второму – если при написании изложения вообще не будут использованы приемы сжатия. По третьему – при выявлении 2 и более логических ошибок, либо 2 и более случаев нарушения деления текста на абзацы. Выпускники, которым предстоит сдавать ОГЭ в 2022-2023 учебном году, ставят изложение на второе место по уровню сложности, тогда как первое традиционно занимает сочинение, хотя на итоговое количество баллов задание №9 влияет не намного сильнее. Общее распределение баллов по трем частям работу в 2021 году будет иметь вид:
Часть |
Вопросы | Максимальный балл |
І ч. | №1 (изложение) | 7 |
ІІ ч. | №2-8 (тестовая часть) | 7 |
ІІІ ч. | №9 (сочинение) | 9 |
За грамотность | вся работа | 10 |
Как видите, существенные 10 баллов «за грамотность» насчитываются по результатам проверки всех 9 заданий. Согласно установленным критериям проверки, во внимание будут брать соблюдение:
- орфографических норм;
- пунктуационных норм
- грамматических норм
- речевых норм
- точность письменной речи.
За каждый из 5 критериев может быть начислено от 0 до 2 баллов.
Более подробно ознакомиться с нормами оценивания изложения и других частей работы ОГЭ 2023 года по русскому языку можно в документах, размещенных на сайте ФИПИ. Там же в разделе «открытый банк заданий ОГЭ» можно найти 155 аудио текстов различных стилей и жанров для практической отработки навыка написания краткого изложения.
Источники: Youtube-канал Viktoria Mood , сайт 2021god.com
Информация об изложении 2023 года в формате видео: