Всё об итоговом сочинении 2020-2021
Традиционно, самым первым испытанием для 11-классников в 2020/2021-ом году будет итоговое сочинение по литературе, поэтому ученики школ, гимназий и лицеев уже сегодня спешат узнать, какие направления ФИПИ определит для данного испытания. Чтобы успешно сдать этот экзамен, выпускникам надо знать какие темы стоит проработать в первую очередь. Итак, давайте детальнее познакомимся с направлениями, возможными темами внутри направлений итогового сочинения 2020/2021.
Направления итогового сочинения 2020/2021
Итак, не будем тянуть кота за хвост и начнём с самого главного — с направлений итогового сочинения 2020/2021. Направления итогового сочинения 2020/2021 звучат следующим образом:
- Забвению не подлежит
- Я и другие
- Время перемен
- Разговор с собой
- Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Внутри этих направлений миллионы тем. Темы будут даны на выбор на самом экзамене!
Наверняка, названия направлений показались вам сложными, но на самом деле, если разобраться они не такие уж и сложные. Их объединяет одно — понимание того, что целью данных направлений является саморефлексия. Данные направления направлены на рефлексию внутри себя, на понимание каких-то своих взглядов, представлений, откуда эти взгляды берутся, каким образом они формируются, как это связано с действительностью, как влияет прогресс на человека, как мы влияем на общество и так далее. То есть все направления они вот так вот крутятся вокруг этой самой рефлексии, которой многим не хватает и не все одиннадцатиклассники способны это делать хорошо, поэтому давайте разбираться с тем, что представляет из себя каждое направление и какие могут быть темы. Что вообще писать и читать для этого направления.
Саморефлексия — это способность разбираться в себе. Смотреть на свои поступки, чувства и эмоции со стороны и на их основе делать выводы, чтобы идти дальше, конструктивно проживая разные жизненные события.
Разбор направлений
Направление №1. Забвению не подлежит
Это одно из самых простых направлений из всей пятерки направлений на 2020/2021 учебный год. Итак, что же это за направление, что от вас хотят здесь видеть? Это направление о событиях, которые просто невозможно забыть. То есть это какие-то исторические события, какие-то деятели культуры и науки, искусства, которые повлияли на ход истории.
Деятели, именами которых названы улицы в наших городах и т.д. То есть здесь вы можете использовать абсолютно любую литературу, чтобы привести примеры. ФИПИ акцентирует внимание на том, чтобы использовалась не только художественная литература, но и научная, публицистическая литература, а также мемуары. Всё это вы можете приводить в примеры.
Примерные темы:
- Какая личность может остаться в истории?
- Почему важно сохранять памятники культуры?
- Как вы понимаете фразу «рукописи не горят»?
- Какое влияние оказывают исторические события на человека?
- Почему важно помнить о подвигах своих соотечественников
Именно такие темы сочинений могут вам попасться на итоговом сочинении. По крайней мере, что-то похожее. Вы уже можете брать эти темы и практиковаться, пытаться писать итоговое сочинение. Если говорить о литературе, которую можно прочитать, то здесь можно использовать и классические произведения и неклассические, и современные и несовременные. Приведем примеры пяти произведений на это направление.
Примеры произведений:
- Л.Н.Толстой «Война и мир»
- Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
- Б.Васильев «А зори здесь тихие»
- У.Айзексон «Стив Джобс»
- С.Моэм «Луна и грошь»
Произведение Л.Н.Толстого «Война и мир» про личности и историю. Конечно же это то, что нельзя забывать.
Следующее произведение Б.Полевого — «Повесть о настоящем человеке». Это произведение про лётчика Маресьева, про человека, которого мы не забываем, потому что он совершил подвиг и который действительно существует в жизни.
Далее идёт произведение Б.Васильева «А зори здесь тихие« про подвиг женщин на войне, который тоже сложно забыть.
Следующее произведение достаточно современное. Эта книга называется «Стив Джобс». Она правда толстая, но вы можете её заменить на любую другую книгу про известную личность, про создателя той или иной компании. Вот на примере книги «Стив Джобс» вы можете рассказать про компанию, которая изменила мир, совершила какую-то революцию или про личность, которая совершила какую-то революцию в технике, медицине, еще в какой-то сфере.
Последнее произведение называется «Луна и грошь». Это призведение про художника. Есть прототип этого художника — художник Поль Гоген. Здесь мы говорим об искусстве, которое тоже нельзя забыть.
Направление №2. Я и другие
Это направление про взаимоотношения абсолютно любого характера. Это могут быть межличностные отношения, это могут быть конфликты, это может быть отношения общества и себя, мироощущение себя внутри какой-либо социальной группы и т.д.
Примерные темы:
- Почему возникают межличностные конфликты
- Каких людей не принимает общество и почему?
- Как научиться понимать других?
- Как найти своё место в обществе?
- Должен ли человек прислушиваться к мнению окружающих?
Примеры произведений:
- Л.Н.Толстой «Анна Каренина»
- Л.Н.Толстой «Война и мир»
- А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
- И.С.Тургенев «Отцы и дети»
- А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Что касается литературы, то в первую очередь рекомендуется произведение Л.Н.Толстого «Анна Каренина». Здесь мы рассматриваем личность Анны Карениной, её взаимоотношения, её конфликты с обществом и на какой почве они произошли, почему это произошло.
Следующее произведение — это «Война и мир». Вот у нас уже прослеживается универсальное произведение, которое в этом году очень сильно подходит под все направления. Здесь мы можем рассмотреть поиск жизненного пути Болконского, его мироощущение.
Следующее произведение — это «Евгений Онегин». Здесь мы можем рассмотреть личность Онегина и его мироощущения внутри общества. Каким он себя ощущает, вписывается он в контекст общества или нет.
Еще одно произведение — «Отцы и дети». Здесь мы можем рассмотреть конфликт Базарова и Кирсанова. Обязательно обратите на них внимание, обратите также отдельное внимание на личность Базарова, на то, что он продвигал, как он вписывался в контекст общества и его внутренние конфликты.
В произведении «Горе от ума» мы рассматриваем личность Чацкого и то, как он вписывается со своими внутренними конфликтами в общество и какие он строит взаимоотношения.
Направление №3. Время перемен
Это одно из самых важных направлений из всей пятерки, потому что в этом направлении от вас ждут рассуждений о меняющемся мире. То есть вы должны проанализировать причины и следствия этих изменений, рассказать какие изменения происходят в обществе, но при этом вам может попасться тема не только про изменения в обществе, но и внутри человека. Например, как меняет человека война, или как меняет человека технический прогресс. Какие появляются новые привычки, а какие уходят, и так далее.
Примерные темы:
- Зачем нужны перемены в обществе
- Почему перемены неизбежны?
- Как технический прогресс влияет на общество
- Почему люди боятся перемен?
- Как меняется человек в эпоху технических революций?
Примеры произведений:
- М.А.Булгаков «Собачье сердце»
- Ю.Н.Харарки «Sapiens: краткая история человечества»
- И.С.Тургенев «Отцы и дети»
- Айн Рэнд «Мы живые»
- Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
В произведении «Собачье сердце» мы говорим о медицине, про пользу и вред прогресса. Здесь мы можем именно об этом порассуждать.
Следующее произведение современное. Оно достаточно содержательное, объёмное, но мы рекомендуем прочитать её не только тем, кто сдаёт итоговое сочинение. Это произведение — краткая история человечества. Там идёт рассказ о причинах тех или иных событий, то есть на краткой истории человечества мы понимаем почему произошли те или иные изменения и как люди на это реагировали, откуда у нас появились те или иные привычки.
Ещё одно произведение — «Отцы и дети». Здесь мы можем рассмотреть конфликт Базарова и Кирсанова и сказать про изменения, то есть кто человек, который хочет изменить общество, а кто сопротивляется этому и провести параллель с современным миром.
Следующее произведение называется — «Мы живые» и это тоже не русская классика, но его тоже можно приводить в пример. Здесь идёт речь о послевоенной России и то, как герои как личности борются с тоталиторизмом в государстве. Здесь тоже мы говорим о столкновении и о том, каких перемен хотят герои этого произведения.
В следующем произведении «Преступление и наказание» мы рассматриваем изменение самого героя, то есть рассматриваем не изменения в мире как в предыдущих, а изменения внутри личности и прослеживаем эти изменения.
Направление №4. Разговор с собой
Следующее направление называется «Разговор с собой». Это самое психологическое направление из всех пяти. Здесь выпускников просят поразмышлять о том, что значит быть самим собой. Темы могут быть связаны с самоанализом, могут быть про совесть, про какие-то негативные проявления личности и характера, про поиск смысла жизни, про внутренние конфликты. Здесь вас просят осмыслить опыт других героев, которые непосредственно стремились познать себя, разобраться со своими внутренними конфликтами, как-то поменяться. Здесь мы говорим о сильных и слабых сторонах характера и т.д.
Примерные темы:
- Что значит быть самим собой
- Что значит фраза жить по совести?
- Почему человеку важен смысл в жизни
- В чём заключается горе от ума
- Что влияет на формирование внутреннего мира человека
Примеры произведений:
- А.С.Грибоедов «Горе от ума»
- Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
- А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
- М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
- И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Первое произведение — «Горе от ума». Здесь мы задаемся вопросом «В чём горе УМА Чацкого», как он борется с этим внутренним конфликтом, какие у него внутренние противоречия с собой и миром, как он взаимодействует с людьми, что его побуждает взаимодействовать, т.е. в чём его внутренний конфликт.
Следующее произведение — это «Преступление и наказание». Конечно же, здесь мы рассматриваем Раскольникова, еще также можно рассмотреть Соню Мармеладову и посмотреть в чём их внутренние конфликты. Как они с ними справляются, что им помогает, как они приходят к духовному просветлению.
Еще одно произведение — «Евгений Онегин». Здесь мы рассматриваем Онегина, рассматриваем его психологию как героя, почему он так поступает, что этому способствует и так далее.
В произведении «Герой нашего времени» мы рассматриваем личность Печорина, рассматриваем кто он такой, что им движет, какие у него внутренние конфликты и так далее.
Следующее произведение «Отцы и дети». Здесь мы рассматриваем Базарова, его внутренние конфликты
Направление №5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Данное направление можно назвать вторым по сложности после направления «Время перемен». В данном направлении от экзаменуемого требуют осмысления духовных ценностей в современном мире. Выпускнику надо сравнить те ценности, которые были раньше и сравнить их с современными ценностями, с современными мыслями человека, с современными привычками человека, сходства и различия между современным поколением и предшествующими поколениями. Когда названия направлений были опубликованы на сайте ФИПИ, там также появился комментарий, что от экзаменуемых в этом направлении ждут примеры со%D 5D1еменных писателей и современных журналистов, которые рассуждают на похожую тематику. У человека, который выбирает это направление должен быть большой багаж знаний и эрудиция также должна быть на высоком уровне.
Примерные темы:
- В чём отличие современной молодежи от других поколений
- Важно ли читать книги в 21 веке?
- Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры
- Почему конфликт отцов и детей неизбежен
- Какие ценности присущи современному человеку
Примеры произведений:
- Ю.Н.Харари «21 урок для 21 века»
- М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
- И.С.Тургенев «Отцы и дети»
- М.Конграуз «Русский язык на грани нервного срыва»
- А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Первое произведение — это «21 урок для 21 века». Там рассматривается 21 проблема, 21 урок, который сейчас проходит современное поколение. Также там рассматриваются запросы современного общества. Книга достаточно сложна для прочтения, но она очень популярна.
Следующее произведение уже из классики. Это — «Герой нашего времени». Здесь мы можем сравнить Печорина с современными персонажами, с современными характеристиками людей, с современными запросами.
То же самое мы можем сделать с произведением «Отцы и дети».
Следующее произведение — современное. Оно называется — «Русский язык на грани нервного срыва». Здесь мы говорим про изменения в русском языке, которые произошли под влиянием интернета. То есть такая тема у вас тоже может быть.
Последнее произведение — это «Горе от ума». Оно тоже про поколение, и можно сравнить героя с сегодняшними проблемами.
Статья написана, базируясь на видеоуроках youtube-канала автора VikaMoroz