Сочинение по картине Кончаловского «Сирень в корзине»
Сочинение на данную тему ставит целью развитие навыков связной речи в описании несюжетных объектов. На картине ничего не происходит, посреди полотна изображён букет сирени в вазе, поставленной в плетёную корзину. Это очень важный момент, мы к нему ещё вернёмся.
Для хорошего описания картины очень важно найти адекватную репродукцию. Изобилие некачественных репродукций, искажающих её цветовую гамму, превращает картину Кончаловского то почти в «работу ван Гога», то в «Пикассо». Поэтому в одних сочинениях лепестки сирени представляются то сочными, а в других наоборот — тусклыми. Похоже на описание совершенно разных полотен.
Вот такой предстала картина на выставке в Третьяковской галерее:
Важно обратить внимание на композицию: букет находится в самом центре картины, почти симметрично заполняя пространство. По форме букет напоминает одиноко растущее дерево — с широко раскинувшейся симметричной кроной.
Создаётся впечатление, что перед нами созданное человеком «дерево в цвету», его подчёркивают и плетённая корзинка, и стол, окрашенные в коричневые оттенки. На приглушённом фоне цветы сирени словно светятся. Сирень переливается всеми оттенками лилового и розового. Рукотворное «дерево»-букет появилось среди невзрачной обыденности, чтобы вытеснить её, чтобы принести в неё немного радости. Букет отбрасывает таинственные тени на стену, что лишь подчёркивает его красочность и свежесть.
На всё это следует обратить внимание учащегося, чтобы он мог выразить те же мысли своими, детскими словами. Сочинение-описание картины «Сирень в корзине» можно написать примерно по такому плану:
I. Вводная часть. Здесь учащийся должен сказать, что будет описано: «Перед нами картина известного русского художника П. П. Кочаловского «Сирень в корзине». Можно добавить информацию о художнике, о том, что он любил изображать цветы.
II. Описание картины
- Композиция. О центральном положении букета, об отсутствии других предметов на картине, о его симметричности.
- Значение цвета и красок. О приглушённом фоне, о контрасте между цветовой гаммы, которой написана сирень, и тёмных оттенков корзины и стола, а также о невзрачном приглушённом фоне, на котором изображён букет.
III. Вывод. О том, какое впечатление картина производит на нас.
Вариант №1
Картина «Сирень в корзине» написана в тысяча девятьсот тридцать третьем году известным русским и советским художником,народным художником РСФСР, лауреатом Сталинской премии — Петром Петровичем Кончаловским.
Петр Петрович Кончаловский родился в тысяча восемьсот семьдесят шестом году на Украине. Живописи учился в харьковской рисовальной школе, затем в академии Р. Жульена в Париже и в Петербургской Академии художеств.В тысяча девятьсот сорок седьмом году был избран действительным членом Академии художеств СССР.За свою долгую творческую жизнь он создал более двух тысяч картин.
Кончаловский испытывал сильное влияние европейской живописи, в частности, ему было близко творчество Поля Сезанна. Со своим тестем,известным художником В.И. Суриковым, выезжал на этюды в Испанию, позже — и в другие европейские страны. После Октябрьской революции перешел к более реалистической манере письма. Его картины стали передавать радостные, яркие ощущения жизни.
Именно эти чувства обуревают нас, когда мы соприкасаемся с одной из самых известных его картин — «Сирень в корзине». У художника очень много натюрмортов с цветами, но сирень занимает особое место в его творчестве. Картина написана в ярких, сочных тонах.Каких только цветов и оттенков нет на картине. Здесь сирень белая, лиловая, голубая, розовая и, естественно, сиреневая, и сейчас только понимаешь, что этот цвет характерен только этому цветку.
Картина передает неповторимое дуновение весны, свежести, тепла, кажется, что комната, в которой находимся, моментально наполнилась терпким ароматом свежесорванной сирени, и душа переполняется безграничной любовью к жизни и к Творцу, как источнику этой жизни.Ощущаешь, что этот миг уже не повторится, через какое-то время этот аромат улетучится, станет воспоминанием, но то блаженство, которое мы ощутили благодаря полету творческой мысли и мастерству великого художника, с нами уже навсегда.
Букет поставлен в плетеную корзинку, и в этом тоже особый замысел автора. Сирень не в роскошной хрустальной и не в керамической вазе, а в простой плетеной корзинке, созданной чьими-то умелыми руками, и это еще больше берет за душу, наполняет теплом и любовью всю картину.
Мне дорога и близка эта картина, потому что она выполнена мастерски и очень положительно действует на эмоциональный строй человека.
Вариант №2
Картину «Сирень в корзине» П. П. Кончаловского, как правило описывают в 5 классе. Так, несколько лет назад именно эту картину мы описывали вместе со своей ученицей, а именно, писали сочинение по иллюстрации, которая была в учебнике русского языка. Помню долго тогда сидели: хоть картина и приятная и нежная и ароматная, однако, нужно было соблюсти и объем.
На переднем фоне картины «Сирень в корзине» П. П. Кончаловского, я вижу корзиночку, сплетенную из прутьев бересты, как правило, ивы. Прутья собирают либо до цветения, либо после цветения ивы на природе или просто в сельской местности. Скорей всего, здесь мастер собрал прутья и сплел корзину после цветения ивы. Ведь не зря ему захотелось наполнить её именно сиренью, которая, как раз цветет в мае?!
Букет сирени передает настроение автора. Ведь ветки разноцветные: и сиреневые, и белые, и розовые, и даже багровые, но цвета тусклые. Приглядимся внимательно к лепесткам букета: они не ярко-зеленые, не сочные, а тусклые, где-то даже высохшие. Глядя на некоторые из них, кажется, что они вот-вот опадут. Да и стол, на котором стоит картина тоже тусклого тёмного цвета.
На заденем фоне картины мы видим всего лишь размытый светло-коричневой краской фон картины. Опять же пытаемся понять, прочувствовать настроение, состояние художника, которое, может быть и грустным, тоскливым, мрачным. Хотя может быть, это всего лишь порыв, навеянный долгим дождем, который вылил в его душу тоску, печаль, освежил переживания. Но, пройдет дождь, выглянет солнце, на небе появится радуга, и автор напишет уже другу картину, наполенную яркого солнечного света, ярких светлых красок новой радостной жизни.
Картина П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» не оставила меня равнодушной, так как я очень люблю весну, так как это пора цветения, я люблю вдыхать душистый аромат сирени, который, ещё чуть-чуть и можно было бы уловить, глядя на картину.
Вариант №3
На картине, которая относится к жанру натюрморта, мы видим букет цветущей сирени, который стоит в плетеной корзинке на столе. Художник выбрал для своего натюрморта букет состоящий из сирени нескольких видов, нескольких цветов, что конечно же положительно отразилось на цветовой палитре картины. Очень удачно букет помещен прямо по центру полотна, равноудаленно от его боков и от верха и низа, то есть у нас не возникает желания рассматривать какие-то иные детали, кроме непосредственно букета цветов.
Художник показал нам не только красоту этого простого дерева, но и показал постепенное увядание сорванных цветов, заставив нас задуматься о мимолетности всего сущего, о скоротечности красоты, которой поэтому следует спешить любоваться. Это видно по пожухшим листьям, по самим цветочкам, которые особенно в фиолетовой части уже широко раскрыты и словно готовятся облететь. Однако сирень еще живая, ни один лепесток не упал на стол, цветы словно сопротивляются неумолимому времени, борясь за существование. Так что в этой картине можно увидеть и упрек человеку сорвавшему цветы, чтобы позволить им умереть, и тоску и быстроте жизни, которая промелькнет — не заметишь, и призыв к стойкости в борьбе за за существование.
Картина несомненно трогает зрителя и смотреть на нее очень приятно.