3 139 просмотра(ов)

Сочинение на тему «Катерина — луч света в тёмном царстве»

Вариант №1

Катерина в пьесе А. Н. Островского «Гроза» — женщина честная, добрая, открытая и порядочная. Ей замечательно жилось в отцовском доме, настоящим омутом для неё оказался дом Кабанихи. Именно здесь она теряет себя, а затем и жизнь свою! «Лучиком света» — именно так и называют её, потому что она является полной противоположностью всех других героев пьесы.

Катерина сочетала в себе одновременно эмоциональную сострадательность и светлую мечтательность с обостренным независимым духом, ищущим справедливости, которому претит «темное царство» и она озаряет его светлым лучом надежды. Она отождествляется со свободной птицей, которая желает вырваться из тесной и мрачной клетки мещанского бытия. Естественно, что выражение отчаянного протеста, стремление к наполненному счастьем будущему руководило ее поступками и она попросту не могла поступить каким-либо другим образом. Она не только оставила после себя надежду, но и явственно показала всю мещанскую мерзость, озарив ее ослепительным лучом.

Катерина одна, без поддержки, без помощи, без просвета в жизни, без любви, без радости, без светлого будущего, о котором ей мечталось. А вокруг нее — то самое «темное царство» в лице Кабанихи и всех прочих ей подобных самодуров, кто подавляет, живет и судит несправедливо, в жестокости и невежестве.

И вот эта девушка, будучи сама рискнула выступить открыто против «темного царства», не побоявшись угроз и расправы. Она погибает, потому у нее нет возможности выразить свой протест, свое неприятие этого общества по-другому. Потому она «луч света…». И Добролюбов так пишет об этом:

Добролюбов называет Катерину «лучом света в тёмном царстве» потому, что она абсолютная противоположность обманщикам и деспотам в пьесе! Катерина — это свет, а все прочие жители Калинова — тьма…

Вариант №2

Лучом света называет Катерину Добролюбов. И это вдалбливают в голову детей в школе, как единственное правильное мнение. Благо школьные годы позади и можно порассуждать более свободно.

Если для него, Добролюбова, Катерина противопоставлена миру Кабанихи , то отчасти так и есть: натура она вроде другая.

Но называть ее лучом все таки слишком громко.

С позиции христианства, лучом можно назвать человека святого или близкого к этому.

Катерина же совершает тяжкие грехи и это никак не покрывает того, что она выделяется из семьи Кабановых.

Да она только внешне луч, а внутри непонятно что. И прелюбодение и самоубийство тем более тяжкие смертные грехи.

Так в чем ее лучистость?

Не бойтесь анализировать произведения исходя из своих убеждений, убеждений христианства, а не только под влиянием какого-то одного критика.

Вариант №4

В XX веке в течение долгих десятилетий было принято читать и понимать пьесу А.Н. Островского «Гроза» согласно точке зрения Н.А. Добролюбова. В своей статье «Луч света в темном царстве» критик разделил всех обитателей города Калинова на две группы: тех, кто принадлежит темному царству, и тех, кто стремится к светлому будущему.

Самоубийство Катерины, по мнению Добролюбова, — это ее протест против «темного царства».

Однако сейчас (как и тогда) однозначно соглашаться с этим нельзя.

В пьесе изображены два органических начала, два уклада жизни: традиционный (он веками складывался в купеческой среде) и основанный на частной воле, активности, прогрессе. Из них очень трудно выбрать какой-то один.

Если вслед за Добролюбовым допустить, что новое всегда лучше старого, то тогда такую идею пьесы можно считать верной. Но есть и другой взгляд: и традиция, и новизна равным образом достойны нашего внимания.

Показательным примером здесь являются образы Варвары и Кудряша. Они нарушители традиций, поступают согласно велению сердца и поэтому просто бегут из города, оставляя его со всеми его традициями.

Источник: bolshoyvopros.ru
Оцените
+1
0
+1
1
+1
2
+1
1
+1
1
+1
2
+1
1

Сочинение на тему «Катерина — луч света в тёмном царстве»

Добавить комментарий

Обязательные поля помечены *. Ваш email адрес не будет опубликован.