Типичные ошибки в итоговом сочинении
В нашем распоряжении имеется 45 критериев оценки. Рассмотрим детально каждый из них, а также типичные ошибки, которые могут быть допущены при соблюдении данных критериев.
Ошибки по критерию № 1 «Соответствие теме»:
- Затруднения с интерпретацией темы и игнорирование предложенного угла зрения (в сочинениях 2014–2017 гг. ученики зачастую переходили к общим рассуждениям в рамках тематического поля, рассуждая о войне, времени, доме, любви, чести и бесчестии, ошибках и опыте, и прочем, не принимая во внимание конкретный аспект, заданный темой);
- Неспособность определить основные понятия в вопросе, чтобы корректно выстроить аргументацию и не отклониться от главной мысли сочинения;
- Смутное представление о значении терминов или морально-психологических концепций, содержащихся в выбранной теме.
Ошибки по критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»:
- Неспособность четко выразить центральную идею эссе и убедительно развить ее в основной части рассуждения;
- Некорректный выбор примеров из литературы для обоснования своей позиции, а также их неэффективное использование в работе;
- Искажение содержания литературных произведений и допущение фактических неточностей.
Ошибки по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения»:
- Непродуманность структуры и композиции сочинения, логические ошибки;
- Отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением.
Ошибки по критерию № 4 «Качество письменной речи»:
- Низкое качество речи и речевые ошибки;
- Ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения.
Наиболее распространенными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:
- Использование слова в смысле, отличном от его общепринятого значения;
- Включение в текст слов и выражений, не соответствующих стилю, клише, а также канцеляризмов;
- Неуместное применение лексики и синтаксических конструкций, насыщенных эмоциональной окраской;
- Неоправданное использование диалектизмов и просторечий;
- Смешение словарного запаса различных временных периодов;
- Искажение лексической совместимости слов;
- Использование избыточных слов (плеоназм);
- Повторение одних и тех же слов или синонимов без видимой причины (тавтология);
- Неаргументированное опущение слова;
- Расположение слов, вызывающее двусмысленное или неясное понимание предложения.
Ошибки по критерию № 5 «Грамотность» – подсчитываются по нормам оценок для работ по русскому языку. При этом важно:
- обратить внимание на сомнительные орфограммы и проверить их либо обратиться к орфографическому словарю;
- определить места возможных пунктуационных ошибок, которые легко обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.
Оцените
+1
+1
+1
+1
+1
+1
+1