МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ
Шаг 1. Прочитать текст. Все тексты по ЕГЭ заканчиваются одинаково – эмоционально. Шаг 2. Поэтому необходимо найти в конце текста предложение, в котором названо эмоциональное состояние героя ( грустит, радуется, благодарит и др.),обусловленное всем развитием сюжета ( цепочка событий). Кроме того, это эмоциональное состояние может быть названо прямо, а может быть и — косвенно, лишь намеком. Тогда мы должны догадаться о том, каким его словом можно было именовать. Шаг 3. Почему герой испытывает именно это состояние? В каждом абзаце текста стараемся найти такие слова, такие предложения, которые ответят на этот вопрос. Сюжетные обоснования- обоснование эмоционального состояния героя в последнем фрагменте текста. Подчеркните эти слова и предложение карандашом. Шаг 4. Эти сюжетные обоснования надо пересказать ( оформить своими словами, стараясь придать фразам обобщающий смысл. Например, герой смелый, нерешительный…Ведь в поступках героя проявляется его характер, с которым связано его эмоциональное состояние. При этом мы получим нужные для сочинения 2-3 аргумента. Полученные аргументы надо записать обязательно. Шаг 5. По схеме текста- рассуждения «собираем» черновой вариант текста сочинения. Делаем записи. Шаг 6. Проверяем полученный текст по количеству слов и по критериям! Шаг 7. Переписываем на черновик.
Всего сочинение 200 слов Это лучше, чем 150 40 строк тетрадного формата. Вступление и заключение – ¼ часть текста.10 строк ( 6,5 строчек — вступление, 3,5 строчек- заключение) Отчеркнуть 7 строчек сверху, 4 строчки снизу. Остальное – основная часть- 30 строчек. Разделить их на 4 абзаца. В каждом абзаце 7,5 строчек.
Шаблон 1.
1. (ФИО автора) ставит очень важную проблему – проблему… Основная проблема, поставленная (ФИО автора в Т. падеже), связана с…. …
Что такое … ? Вот проблема, которую поднимает… (формулировку проблемы можно найти в задании А29, 30)
2. Комментарий проблемы (= краткий пересказ, цитирование). (комментарий можно найти в задании В8)
3. Позиция автора данного текста (позитивная, негативная, нейтральная, двоякая). Он считает, что…
4. Я согласен с … ( в том, что…).
1. Во-первых, потому что …
Во-вторых,…
2. Доказательства этой мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.
3 В качестве доказательства можно привести следующие аргументы.
4. В качестве доказательства могу сказать следующее.
5. Доказать это можно так.
6.Краткий вывод.
Шаблон 2.
Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает …. . Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.
Автор предстает передо мною умелым писателем. Его речь проста и доступна, рассуждения понятны. … (фамилия, имя, отчество) размышляет (рассказывает) о …(=пересказ). Он считает, что мы должны… .
С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями. …
В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …
Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.
Формулировки проблем.
1.Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека.
2.Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека.
3.Проблема предназначения (чего-то или кого-то).
4.Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.
5.Проблема вытеснения (чего-то) (чем-то).
6.Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).
7.Проблема памяти (о ком-то или о чем-либо).
8.Проблема нравственного выбора.
9.Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.
10.Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.
11.Проблема нравственного долга.
12.Проблема защиты и сохранения природы.
13.Проблема сохранения и развития русского языка.
14.Проблема чинопочитания и угодливости.
15.Проблема семейных (родственных) отношений.
16.Проблема исторической памяти.
17.Проблема коммерциализации культуры…