4 270 просмотра(ов)

Письменность – как великий дар человечеству

В настоящее время мы, люди обладаем великим даром познания – письменностью. Именно письменность позволила человечеству достичь того уровня развития, которое мы имеем сейчас. Причем, она выполнила не только функции передачи информации от одного индивидуума к другому, но и сохранения достижений человеческого ума и, посредством этого, постепенного развития человеческой цивилизации. Труды современных ученых и мыслителей зиждятся на трудах таких же ученых, но живших до них, вплоть до многих веков до этого. К примеру, всем известные древнегреческие ученые Архимед, Пифагор и Фалес открыли много математических закономерностей и привели соответствующие доказательства. Так же они смогли сформулировать многие другие задачи, которые могли помочь развитию науки. Но ввиду недостатка информации и технологий, они не смогли решить их. Однако, благодаря письменности их современники изучили данные задачи и смогли решить их.

Этапы-рвзыития-письма

Ярким примером прихода людей к истине путем вековых споров, отраженных в письменных источниках, является спор о геоцентрической и гелиоцентрической системе мира. Человечество уже достаточно давно пришло к тому, что верна гипотеза о гелиоцентрической системе, а вовсе не о геоцентрической. Согласно этой теории именно солнце находится в центре, а вокруг неё по своим орбитам движутся остальные планеты. Какова же роль письменности в открытии этого факта. С достаточной долей уверенности можно утверждать, что эта роль огромна и её сложно переоценить.

Как же зародилась письменность? Отличительной особенностью такой системы коммуникации как письменность является то, что она всегда ассоциируется с некоторым языком и устной речью на этом языке. Исходя из этого, можно сделать вывод, что сначала появилась устная речь, а именно определенные слова, с помощью которых первобытные люди общались между собой, а уже затем они нашли способ перенести все это на бумагу. Однако, наивно полагать, что письменность появилась сразу после возникновения устной речи. Конечно же, это не так. Давайте проследим весь путь становления письменности.



Итак, ученые смогли установить следующие последовательные этапы формирования письменности:

1. Предметное письмо.

Изначально, люди не обладали никакой письменностью. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников-скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царём. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец был прав.

Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма также являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на верёвку) и кипу (счётная система и письменность инков и предшествующих им андских культур, в которой информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках). Конечно, предметное письмо не было самым удобным средством передачи информации и со временем люди придумали более универсальные инструменты.

2. Пиктографическое письмо.

Следующим этапом на пути формирования письменности стало письмо на основе изображений (пиктограмм). Следует отметить, что зарождение изобразительного искусства произошло ещё во времена древних людей прежде появления государственности. Однако эти ранние попытки все же не доходили до уровня систематически используемого для передачи информации инструмента. Сущность пиктографического письма заключается в том, что с помощью определённого знака выражается некоторое понятие. Например, понятие «человек» может быть передано изображением человека. Постепенно упрощаясь, пиктограммы все более удаляются от исходных изображений, начинают приобретать множественные значения. Однако пиктография не могла выполнять все потребности письма, возникающие с развитием понятий и абстрактного мышления, и тогда рождается идеография.

3. Иероглифическое письмо.

В иероглифическом письме зачастую трудно различить исходное изображение, лежащее в его основе. В иероглифах появляются типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных знаках. Вероятно, причиной этого было стремление человека упростить запись письменного текста, упростить обучение письму. Тем не менее, иероглифическое письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток: оно не имело никакой связи с произношением слова. В результате письменная и устная речь существовали как бы по отдельности. Кроме того, в языках, для которых характерно изменение формы слова в зависимости от его синтаксической роли, приходилось дополнять иероглифы специальными обозначениями для форм слов.

4. Слоговое письмо.

Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), некоторые западносемитские варианты клинописи (напр. угаритская клинопись) и японские слоговые системы (катакана и хирагана). Финикийское (консонантное) письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница, кириллица и соответственно большинство современных письменностей.

5. Алфавитное письмо.

Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью консонантной финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему не произошёл).

Оцените
+1
1
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
3

Письменность – как великий дар человечеству.

Добавить комментарий

Обязательные поля помечены *. Ваш email адрес не будет опубликован.