Итоговое собеседование 2024 по русскому языку


Смысл итогового собеседования в том, чтобы проверить навык устной речи учащихся, умение создавать монологические высказывания на разные темы, участвовать в диалоге.

На итоговом собеседовании школьник получает контрольно-измерительный материал, содержащий небольшой текст научно-публицистического стиля и 4 здания:

  1. Выразительное чтение вслух текста.
  2. Пересказ текста с привлечением дополнительно предложенного материала (например, цитаты известного человека).
  3. Монологическое высказывание по одной из предложенных тем (уже не имеющих отношения к тексту).
  4. Диалог с экзаменатором-собеседником.

 

Чтение текста вслух

Первое задание является наиболее простым из всех четырёх предложенных. Необходимо прочитать текст за две минуты, выдерживая необходимый темп, соблюдая паузы и ударения в словах.  Однако не стоит недооценивать сложность данного задания, так как за 2 минуты подготовки выпускники, иногда сами того не зная, параллельно должны думать о последующем пересказе, ведь во время второго задания текста перед глазами не будет. 

Наиболее разумным будет чтение текста “про себя” или шёпотом.  Основной сложностью данного задания — обилие личных имён и терминов.

Оценивать чтение будут по двум критериям: интонация и темп. Тому, кто будет читать текст монотонно, балл по первому критерию не светит: читать нужно, повышая и понижая интонацию, согласно авторской задумке и знакам пунктуации.

Второй критерий предполагает чтение текста со скоростью, свойственной естественной речи, то есть без длиннот «Э-э-э, а-а-а», мхатовских пауз и т. д.

Поставить ли два балла — будет решать эксперт, отвечая, в принципе, на простой вопрос: понял ли, услышал ли он что-то из прочитанного?

Согласно второму критерию, текст надо читать со скоростью, свойственной естественной речи, то есть не удлиняя “А-а-а, э-э-э”, не делая слишком долгих пауз.

Структура текстов первого задания примерно одинакова, исходя из этого мы можем сделать вывод, что можно продумать последующий пересказ. 


 

Пересказ текста

Именно это задание, согласно статистике, вызывает у экзаменуемых наибольшие затруднения. Это и понятно, ведь необходимо не только абы как пересказать текст , но и запомнить и рассказать четыре основных микротем текста, дать более-менее развернутый ответ. Также девятиклассникам нужно органично встроить упомянутую в задании цитату.

Зачастую невозможно запомнить все детали, предложенные в тексте, поэтому, чтобы обезопасить себя от лишних волнений и тревог предлагается следующий алгоритм:

  1. Что самое запоминающееся в главном герое текста? Чем он прославился?
  2. Какие стороны его характера помогли ему этого добиться?
  3. Как к нему относятся?
  4. Как были отмечены его успехи?

 

Если вы будете придерживаться примерно такого порядка действий (вы можете усовершенствовать предложенный алгоритм более точными вопросами), то несомненной, даже в стрессовой ситуации сможете получить желаемое количество баллов.

 

Критерии оценивания второго задания:

  • Один балл дается за точный пересказ. Однако упущение одной из микротем или добавление своей — уже ноль.
  • Один балл дается за сохранение фактологической точности. Например, если экзаменуемый скажет, что Суворова звали Василий Александрович или, например, Великая Отечественная война началась в 1939 году, то это ноль баллов.
  • Один балл за умение цитировать в нужном месте.
  • Один балл за умение цитировать верно.
  • Плюс есть ещё четыре балла, которые даются по итогам обоих заданий.
  • Один балл за соблюдение грамматических норм. Самое сложное — склонение числительных. Далеко не все умеют их склонять. В целом, это самая распространённая устная ошибка даже у журналистов и дикторов, не говоря уже о политиках, которые бы точно завалили это задание (ну, шестеро-семеро из 450 депутатов, может быть, и сдали).
  • Один балл за соблюдение орфоэпических норм. Самое страшное — неправильно прочитать слово, в котором было проставлено ударение. Допускается одна ошибка, две ошибки — уже ноль.
  • Один балл за соблюдение речевых норм. Здесь разработчики дали разгуляться: можно сделать аж три ошибки, и всё равно получить балл.
  • Ну, и  один балл за верное произнесение слов. Это касается искажения личных имён и т. д. Искажать ничего нельзя.

 

Те же самые критерии, на более формальном языке в виде таблицы,  представленные на официальном сайте ФИПИ:

Обратите внимание, что при наличии отдельных критериев для чтения и пересказа правильность речи оценивается за два первых задания вместе.

 


 

Монологическое высказывание

Отложили текст в сторону. Ученику предлагается создать монолог, описывая фотографию, повествуя о каком-то событии или рассуждая на предложенную тему. Суть данного задания состоит в умении правильно выстроить свой текст в заданном типе речи – повествовании, описании или рассуждении. Наиболее выигрышный вариант — это сразу определиться с этим аспектом и тренироваться в составлении монологов одного типа. Самым лёгким, как правило, является описание фотографий, но никто не запрещает выбрать повествование или рассуждение. 

Важно помнить, что критерии оценивания начинают действовать с объема в 10 предложений,  поэтому заранее выучите шаблонные фразы, чтобы не переживать о недоборе слов.

Критерии по третьему заданию:

  • За сложной формулировкой Выполнение коммуникативной задачи» скрывается способность ребёнка сказать 10 фраз на заданную тему.Но! Важно понимать, что 10 фраз — это не 10 предложений. Например, в предыдущем предложении две фразы, то есть два простых предложения или предикативных основ, которые и будут считать (а в этом — и вовсе четыре фразы).
  • Один балл за то, что ребёнок адекватно оценивает речевую ситуацию, в которой он оказался — то есть на экзамене у преподавателя. Мат, хамство, жаргон — ноль
  • Последний балл за то, был ли монолог осмысленным текстом. В помощь сдающему экзаменатор задаёт простые вопросы. Если школьник отвечает только на них — ноль баллов.


 

Пример описания фотографии

  • Передо мной интересная фотография.
  • На снимке изображена игра в хоккей.
  • На переднем плане мы видим ребят, которые играют в хоккей на льду.
  • Можно с уверенностью предположить, что действие происходит в холодное время года, так как ребята играют на улице.
  • Каждый игрок одет в спортивную форму одежды, но без коньков.
  • Заметно, что ребята наслаждаются игрой.
  • Болельщики за пределами катка с интересом наблюдают за игрой  в хоккей.
  • На заднем плане виден большой дом, исходя из чего мы можем сделать вывод, что действие происходит в городе.
  • Каждая команда стремиться победить и ребята получают удовольствие от происходящего.
  • Эта фотография пробуждает желание выйти на улицу и поиграть с друзьями в спортивную игру.

 

В этом задании вопросы учителя-собеседника зависят от того, какую тему экзаменуемый выберет в 4-ом задании. Экзаменатор задаст не менее трёх вопросов, цель которых — выяснить, понимает ли ребёнок вопросы и может ли на них отвечать. Вопросы будут предложены разработчиком, а также формулироваться на месте.

Критерии оценивания по четвертому заданию:

Очередное «выполнение коммуникативной задачи». На этот раз «выполнил» — ответил на все вопросы. Но важно заметить, что ребёнок может и отказаться отвечать на вопрос, главное, чтобы он это обозначил, а не просто замолчал и всё. За молчание — ноль баллов, за отказ отвечать — просто новый вопрос.

Один балл за учёт речевой ситуации (про мат и жаргонизмы помним). А ещё — за «не забыть поздороваться со всеми».

Как и в предыдущем случае, баллы за правильность речи складываются за выполнение заданий 3 и 4 вместе.

 

Предлагаем Вам также ознакомиться с очень информативными и качественными статьями по ОГЭ-2022 по русскому языку: