Как написать изложение ОГЭ 2022 Русский язык


В данном уроке мы разберёмся как писать изложение ОГЭ по русскому языку, чтобы получить максимальные баллы. Итак, для начала разберемся с тем, что же вообще от вас требуется, и на что необходимо обратить внимание. Сначала рассмотрим критерии, по которым эксперты будут оценивать ваше изложение. Итак, первый критерий это ИК-1.

Он проверяет насколько правильно и точно вы передали все микротемы текста. Под микротемой подразумевается главная мысль абзаца. Проще говоря, если вы правильно выразите цель каждого абзаца, при этом не исказите смысл текста, то по данному критерию вы наберете 2 балла, если же вы пропустите абзац, или не правильно выразите мысль абзаца, то потеряете один балл. Соответственно, если вы пропустите два абзаца, или не правильно выразите мысль двух абзацев, то потеряются уже все баллы по данному критерию. Поэтому будьте внимательны.

Следующий критерий и ИК-2. В соответствии с ним вам необходимо применить несколько приемов компрессии, или простыми словами приемов сжатия текста. Это значит, что ваше изложение не должно быть длинным. Вам не нужно писать подробный пересказ. Здесь требуется другой важный навык. Вам нужно понять основное содержание и ключевые моменты, отражающие главную мысль. Все остальное не только можно, но и нужно опустить. Давайте рассмотрим приемы компрессии, которые учащиеся должны применять в своей работе. Итак, это исключение, обобщение и упрощение.

Исключение заключается в том, что вы не пишете в предложении те слова, которые можно убрать без потери смысла. Это могут быть лексические повторы, синонимы слова, обозначающие несущественную информацию, какое-нибудь излишнее описание, однородные члены и так далее.

Следующий прием – обобщение. Он подразумевает упрощение предложений, или словесных оборотов, то есть длинные предложения или наборы слов нужно заменять более, короткими, лаконичными. Например, однородные члены можем заменить обобщающим словом, сложные выражения более простыми, краткими и так далее. Ну и последний способ сжатия текста – это упрощение. Под упрощением подразумевается объединение нескольких предложений в одно. Замена прямой речи косвенной и разделение сложного предложения на сокращенные простые.

Если каждый из этих приемов вы использовали, то по критерию ИК-2 вы получите максимальный балл а именно три балла. Как видите способов компрессии довольно много. Запомнить и правильно применить их в своей работе сложно, поэтому я советую своим ученикам при написании изложения просто не выходить за пределы 85 слов то есть работа должна содержать не менее 70 слов но и не более.

Если при таком объеме вы передадите все микротемы, то хотите вы того или нет, вы примените все возможные приемы компрессии. При этом ни один раз, так как уместить весь смысл текста в таком небольшом объеме по-другому просто не возможно. Только ни в коем случае не жертвуйте смыслом текста, микротемами или связками чтобы сжать текст. Если вы просто не напишете половину информации, то много баллов не наберете. Все должно быть логично связано со всеми микро темами, но в то же время кратко.

Последний критерий ИК-3. Он проверяет смысловую целостность, речевую связанность и последовательность изложения. Что собственно все это значит. Если говорить простыми словами, то во первых вам необходимо правильно разделить текст изложения на абзацы, во вторых нельзя менять местами предложения абзаца и так далее, чтобы не нарушить композиционную целостность работы, постарайтесь передать информацию в том порядке в которой вы ее услышали, не повторяйте одни и те же мысли. Например, чтобы восполнить что то, что вы пропустили и не придумывается новых предложений которых не было в аудиозаписи.

Ну что ж, с критериями разобрались. Теперь давайте разберемся с тем, как правильно писать саму работу. Вообще существует два способа: первый считается правильным, ему всех обучают в школе. Согласно данному способу при первом включении аудиозаписи вам не нужно ничего записывать. Нужно внимательно прослушать текст, далее во время паузы между прослушиваниями составить план, и при втором прослушивании этот план-конспект дополнить своими заметками. После этого собственно следует начать писать сам черновик изложения, но как показывает практика этот способ не очень работает.

Во время прослушивания информации озвучивается очень многое. Ученики как правило не успевают и запомните и усвоить. В итоге в изложении не хватает доброй половиной информации, а то что есть обычно сильно искажено, но несмотря ни на что есть учащиеся у которых таким образом все-таки получается успешно писать изложения. Если вы привыкли работать этим способом, и с его помощью у вас действительно все получается, то дадим пару советов.

Итак, после того как вы прослушали текст запишите основную тему и важные моменты которые отметили. Это и будет ваш краткий план работы. На него вы будете опираться. Не пишите все подряд, оставляйте между намеченными абзацами достаточно места, чтобы во время второго прослушивания вписать туда недостающие или какие-либо свои заметки. Далее, во время второго прослушивания работается уже с составленным планом. Обозначаете абзацы каждому авторскому утверждению, после чего начинаете писать в черновике. Не торопитесь, старайтесь ничего не упустить.

Теперь давайте рассмотрим второй способ. Второй способ работает по принципу – что слышу то пишу. Это значит, что вы стараетесь записать как можно больше информации, и при первом и при втором прослушивании чтобы успеть записать как можно больше, советуем вам придерживаться следующей методики. При первом прослушивании записываете только нечетные предложения.

Как это происходит? Диктор начинает читать первое предложение, вы концентрируете внимание на нем, далее диктор переходит ко второму предложению, естественно, первое вы дописать не успели, ничего страшного, прокручиваете в голове первое предложение, не вслушиваясь во второе. К тому моменту, как диктор дочитает второе предложение, вы как раз успеете дописать первое. Далее пропустите три строчки, и как только диктор начнет озвучивать третье предложение, начинайте писать третье, после чего все повторяется пока диктор озвучивает третье, четвертое вы спокойно дописываете только третье, потом опять пропускайте три строчки и так далее.

Не старайтесь при прослушивании писать красиво, вам главное не красота. Сокращайте слова, пропускайте ненужные, тогда во всем успеете. Таким образом, после первого прослушивания у вас будут практически полностью записаны только нечетные предложения во время паузы внимательно прочитайте те предложения, которые вы второпях написали криво и непонятно. Подправьте пока в вашей голове еще свежа информация прослушивания. Посмотрите, ничего ли вы не упустили к этому моменту. С учетом пропусков по три строчки между нечетными предложениями общий объем вашей работы должен быть равен примерно двум страницам.

Далее начинается второе прослушивание, делаем все то же самое, только в этот раз концентрируем внимание уже на чётных предложениях, пишем их в те самые пропуски, которые вы оставили между нечетными при первом прослушивании. Если вы все сделаете правильно, то после второго прослушивания у вас будет практически полный текст изложения. Далее его необходимо будет описать черновик и сократить объем до восьмидесяти пяти слов, убрав все ненужное, в итоге должна получиться идеальная работа.

Естественно идеальной она будет не сразу, в любом случае нужна определенная практика, чтобы во-первых научиться быстро и понятно писать во, вторых выработать навык правильно сокращать слова, ну и вообще нужно просто привыкнуть к подобному виду работы и адаптироваться к нему.

Какой бы способ вы не выбрали, вам обязательно нужно писать не менее 10 изложений в качестве практики чтобы у вас начало хоть что-то получаться.

 

Предлагаем Вам также ознакомиться с очень информативными и качественными статьями по ОГЭ-2022 по русскому языку: