Виктор Петрович Астафьев

1 мая 1924 г. – 29 ноября 2001 г.

Известная цитата: В ей, в жизни, завсегда, как на рыбалке: то клюет, то не клюет…

 

Виктор Петрович Астафьев – один из лучших представителей русской литературы второй половины ХХ века. Коллега Астафьева, лауреат Нобелевской премии Александр Солженицын, назвал его «непреклонным любителем истины, одним из первых, кто отреагировал на моральную развратность нашей жизни». Жизнь и творчество Астафьева – пример беззаветного служения людям и истине. Каждому россиянину и каждому иностранцу, если они действительно интересуют проблемы российской национальной повестки дня, книги Астафьева будут самыми полезными. Для многих он был более чем талантливым писателем – он был человеком, в которого они безгранично верили. Ветеран войны, Астафьев известен своими безжалостно правдивыми рассказами о Второй мировой войне.

Земля, где жил Астафьев, Восточная Сибирь, измеряется не сотнями, а тысячами километров. Уроженец Сибири, Астафьев большую часть года жил в поселке Овсянка на реке Енисей, где некогда обрабатывали землю несколько поколений его предков. Также у Астафьева была квартира в Красноярске, городе, который по крайней мере четырехчасовой перелет из Москвы. «Я бы хотел вернуться в деревню, тихонько посидеть у русской печи, или поехать в тайгу, в такие места, где, уверен, ни один гость не найдет.
меня. 

В свои 75 лет в день моего рождения, 1 мая, я помню только пять лет с такой ненастной погодой. Вечером люблю выйти на Енисей и посидеть на бревне. Это заставляет меня чувствовать себя сильнее. У меня на огороде лук, салат, клубника. Я все сажаю и сам собираю урожай. Еще у меня есть несколько деревьев, которые я привез из тайги, пепел, лиственницы и кедры. Один кедр уже приносит орехи. Возможно, это самая большая радость в моей жизни после радости творения».

Один из главных героев прозы Астафьева – природа Сибири. Страницы, посвященные природе, настолько ярки, что читатель сразу может представить себе удивительные места, которые лишь немногим удалось увидеть своими глазами. Астафьев описал мощный Енисей и более мелкие реки, такие как Нижняя Тунгуска и Опариха, каждая со своим характером.

Астафьев был первым советским автором, поднявшим проблему экологической катастрофы в романе «Царь-рыба», который сразу был признан литературным шедевром, но также подвергся критике. Астафьев засыпал 550 страниц книги редкими диалектными словами и выражениями. Даже русскоговорящему человеку будет трудно читать эту книгу. Но этого не произошло
отпугивают переводчиков и издателей, а книгу Астафьева можно найти в 27 зарубежных языков. «Царь-рыба» и другие его книги изданы миллионными тиражами в России и за ее пределами, среди них «Кража», «Пастух и пастушка» и «Последний поклон».

Астафьев не мог представить себе человеческое существование без чтения книг: «Я прочитал« Дон Кихота »Сервантеса не молодым человеком, а намного позже. Это книга книг, самая милосердная книга и ее главный герой – самый милосердный человек. период, когда я много читал Шишкова и Горького. Потом я перешел к Достоевскому и только в 45 обнаруженных книгах Ивана Бунина, которых не было в сибирской провинции. И моя любовь к роману Тургенева «Рудин» доставляла мне неприятности. Во время Второй мировой войны я служил в войсках связи. Каждую свободную минуту я тратил на любимую книгу и цитировал для товарищей любимые отрывки из жизни русской шляхты середины XIX века и философских стремлений Рудина. Но мои товарищи считали все это совершенно неуместным и не хотели меня слушать».

Астафьев остался сиротой в раннем возрасте. Когда разразилась Вторая мировая война, он ушел добровольцем на фронт и всю жизнь воевал рядовым солдатом. Награжден орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу». В 1951 году Астафьев опубликовал свой первый рассказ «Гражданский».

Книги Астафьева показывают, что он думает о русском национальном характере и русской национальной идее. В 1995 году он опубликовал роман «Осужденные и убитые», еще одну книгу о Второй мировой войне – вероятно, самую жестокую из всех. Он пытался сказать всю правду, какой бы горькой и невыносимой она ни была. Смерть, ужас и безумие войны описаны безоговорочно. Астафьев, который сам видел действие, неоднократно обращался к теме войны, пытаясь сказать то, что он знал о прошлом, чтобы прошлое никогда не повторилось. Ему хватило смелости взглянуть на окопы врага, показать тяготы войны, пережитые не только русскими, но и немецкими солдатами. Сотни документов о Второй мировой войне прошли через его руки, документы, которые стали доступны только недавно.

Эти документы шокировали писателя, заставили его иначе взглянуть на многие исторические события. Он пришел к выводу, что Ленинград должен был быть сдан в 1942 году, а штурм Берлина был ошибкой командования. «На мой взгляд, самое главное, самое интересное и самое сложное, что стоит перед русской литературой, – это проверка на истину. Как ни странно, было легче пробиться, выпуская «крупинки» правды. Нашей литературы хватило только на три минуты правды. А сегодня, когда нет нужды врать, это неожиданно оказалось очень трудным. Жизнь как таковая, неприкрытая реальность, замеченная и блестяще записанная писателем, – это вечный источник литературного обновления ». и что штурм Берлина был ошибкой командования. «На мой взгляд, самое главное, самое интересное и самое сложное, что стоит перед русской литературой, – это проверка на истину. Как ни странно, было легче пробиться, выпуская «крупинки» правды. Нашей литературы хватило только на три минуты правды. А сегодня, когда нет нужды врать, это неожиданно оказалось очень трудно.

Жизнь как таковая, неприкрытая реальность, замеченная и блестяще записанная писателем, – это вечный источник литературного обновления ». и что штурм Берлина был ошибкой командования. «На мой взгляд, самое главное, самое интересное и самое сложное, что стоит перед русской литературой, – это проверка на истину. Как ни странно, было легче пробиться, выпуская «крупинки» правды. Нашей литературы хватило только на три минуты правды. А сегодня, когда нет нужды врать, это неожиданно оказалось очень трудным. Жизнь как таковая, неприкрытая реальность, замеченная и блестяще записанная писателем, – это вечный источник литературного обновления ». когда нет нужды лгать, это внезапно оказалось очень трудным. Жизнь как таковая, неприкрытая реальность, замеченная и блестяще записанная писателем, – это вечный источник литературного обновления ». когда нет нужды лгать, это внезапно оказалось очень трудным. Жизнь как таковая, неприкрытая реальность, замеченная и блестяще записанная писателем, – это вечный источник литературного обновления».

«Осужденные и убитые» – это, пожалуй, первый из русских романов о войне, завершающейся словами сочувствия к трагической судьбе немецких захватчиков. Независимо от того, какую тему он исследовал, войну или жизнь сибирских фермеров, он яростно критиковал сладкие мифы и иллюзии, рассказывая горькую, наглую правду о своем собственном народе и родине и постепенно теряя популярность у советских критиков и культурной бюрократии . Астафьев – писатель, к прямолинейному и дерзкому голосу которого всегда прислушивался народ. Каждая новая публикация автора была светским событием, влияние которого выходило далеко за пределы литературного мира. С его безжалостно правдивыми описаниями некоторых из самых трагических эпизодов Второй мировой войны и ее влияния на жизнь в маленьких русских деревнях, Астафьев часто воспринимается как рупор нации. Герои его романов – это люди, испытавшие на себе всю меру страданий и бедствий войны. 

Писатель побывал во многих странах и великих городах мира. Его очаровала столица Колумбии Богота с ее природой, дающей четыре урожая в год, где в декабре, когда в Сибири царят сильные морозы, начинают цвести эвкалипты. Но в душе он всегда был озабочен своей родной землей. Самым большим его желанием было увидеть построенную в его родном селе широкую лестницу из сибирской лиственницы, которая вела бы от церкви в центре села вниз к реке Енисей.

Писатель неоднократно удостаивался высших государственных наград России. В 1975 году получил Государственную премию России за роман «Осужденные и убитые».

Виктор Астафьев умер в 2001 году от сердечной недостаточности и был похоронен в родном селе Овсянка под Красноярском. Возле мемориального музея писателя в его родном селе установлен трогательный памятник: Астафьев с женой сидят на скамейке под деревьями.