Разбор задания №2 ОГЭ по русскому языку


В этом уроке вы узнаете, как находить грамматическую основу предложения, чтобы выполнять тестовое задание номер 2. Чтобы выполнить задание номер 2 сначала нужно найти грамматическую основу в каждом предложении.

 

      Теория для выполнения задания

 

      1. Что такое грамматическая основа предложения?

Давайте подробно разберем что же такое грамматическая основа предложения. Итак, основа — это подлежащее и сказуемое. Подлежащее — это главный член предложения который отвечает на вопросы именительного падежа. То есть на вопросы: кто? или что? Подлежащее обозначает предмет речи. Для тех, кто не знает, что такое предмет речи — это то, о чем идет речь в предложении.

 

2. Подлежащее.

Допустим, в предложении идет речь о книге.  Например: Книга была толстая. Значит предметом речи будет книга, если речь идет о животном, например: в стаде корова выделялась своим цветом, то предметом речи будет само животное. В нашем случае предмет речи – корова.

Многие учащиеся почему-то уверены, что подлежащие это обязательно существительное, но это не так, подлежащее может быть выражено практически любой частью речи.

Давайте приведем соответствующие примеры. Итак первое предложение: “Начинается день”. На вопрос кто? что? отвечает существительное “день”, следовательно оно и будет подлежащим. Далее: “Я хожу по полю”. В этом предложении подлежащим будет уже местоимение, а именно местоимение “Я”, так как оно отвечает на вопрос: кто? что ?, то есть хожу по полю кто? —  Я.

Следующее предложение: “Пленный что-то говорил” . Что-то говорил кто? – Пленный. Пленный — это прилагательное. Но так как оно отвечает на вопрос:  кто? , то оно также будет выступать в роли подлежащего.

Надеюсь, убедились, что в роли подлежащего может выступать все что угодно главное, на что вы должны обращать внимание это — вопрос то есть, если слово отвечает на вопросы именительного падежа — кто перед вами. Подлежащие ни на какие другие вопросы, никаких других падежей никогда отвечать не будут. Также хочу, сказать что одна из наиболее распространенных ошибок, которые совершают школьники пытаясь найти подлежащее — это неправильное определение падежа. Именительный падеж очень часто путают с винительным, так как в составе этих падежей есть одинаковый вопрос “что?”.

Путаница между подлежащими может возникнуть только тогда, когда предполагаемое подлежащее — неодушевленный предмет, поэтому при нахождении подлежащего я всем рекомендую делать нехитрую проверку. Итак, если предполагаемое подлежащее в предложении — неодушевленный предмет и у вас получилось задать к нему вопрос что? — замените этот неодушевленный предмет одушевленным, например словом человек, если вставленное слово будет отвечать на вопрос кого, то перед вами винительный падеж и проверяемое слово не будет подлежащим, оно будет дополнением. Если же, при проверке вставленное одушевленное слово будет включать на вопрос кто, то перед вами именительный падеж, следовательно, проверяемое слово действительно подлежащее.

Приведем пример: «Прочти мне какие-нибудь стихи. Прочти мне что? – стихи. Вопрос «что» подходит. Теперь давайте выполним проверку на винительный падеж. Заменим слово стихи — словом человек. «Прочти мне какого-нибудь человека»,  то есть прочти мне кого? – человека. Так как вопрос у нас не “кто”? а – “кого-то”, перед нами винительный падеж. Значит, слово стихи будет дополнением.

 

3. Сказуемое.

Давайте теперь подробно разберем что же такое сказуемое. Рассмотрим составные сказуемые или проще говоря сказуемые, состоящие сразу из нескольких слов.

Составные сказуемые – это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) – в вспомогательной части.

Существуют составные глагольные и составные именные сказуемые. Начнем с основного глагольного. Оно включает в себя два или три глагола. Причем 2 или 2-3 глаголы обязательно должны быть в начальной форме. Приведем примеры:

 

«Мальчик стал рассказывать о случившемся». Мальчик что сделал? Он стал рассказывать. Оба глагола выражают действие мальчика. Значит они оба будут одним сказуемым. Еще пример: «Не могли бы вы помочь нам?». Тут то же самое. Действие обозначают сразу два глагола: Могли и помочь, значит они оба будут сказуемым. Последний пример: «Я хотел пойти погулять». В данном случае действие подлежащего выражают сразу три глагола: хотел пойти и погулять. Значит все они также будут одним сказуемым.

Практика 

Итак, давайте рассмотрим пример решения задания №2 ОГЭ по русскому языку. Задание взято из демоверсии ОГЭ 2021.

В задании №2 от нас требуется выполнить синтаксический анализ. Нужно найти грамматическую основу, то есть главные члены предложения. Предлагаю Вам такой алгоритм действий. Для начала в каждом предложении из приведённого текста находим грамматическую основу, то есть подлежащее и сказуемое. Для этого можете переписать данные предложения себе в черновик и подчеркнуть подлежащее одной горизонтальной линией, и сказуемое двумя горизонтальными линиями. Итак, давайте приступим. Проверяем первое предложение:

Способ №1. Находим грамматическую основу от подлежащего.

 

О чём говорится в предложении? Об уникальности. Уникальность — это подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже. Уникальность что делает? Заключается. «Заключается» — это простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в изъявительном наклонении в настоящем времени. О ком еще говорится в предложении?  О нас. «Мы» — это подлежащее, выраженное местоимением в именительном падеже. Мы что делаем — живём.  Живём — это простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в изъявительном наклонении в настоящем времени. О чём еще говорится в предложении? О появлении. Появление — это подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже. Появление что сделало? Стало вершиной. Это составное именное сказуемое, выраженное глаголом в связке с «стало» и именной частью, выраженной существительным «вершиной».

Теперь давайте рассмотрим 2-е предложение, применив для этого другой способ нахождения грамматической основы.

Способ №2. Находим грамматическую основу от сказуемого.

Для этого задаём вопросы:

  1. Какое действие совершается в предложении?
  2. Какое состояние описывается?
  3. Кто/что совершает это действие?
  4. Кто испытывает это состояние?

 

Какое состояние описывается в предложении? Не решена. Это составное именное сказуемое , которое выражено нулевым глаголом связкой и именной частью, выраженной кратким причастием. Что испытывает это состояние? Проблема. Это подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже. Такими же способами находим грамматические основы в других предложениях.

Сравниваем найденные грамматические основы с предложенными вариантами ответов. Совпадают варианты грамматических основ в 4-ом и 5-ом предложениях.

Правильный ответ: 45