Разбор задания №3 ОГЭ по русскому языку


Задание №3 на ОГЭ по русскому языку посвящено пунктуационному анализу. Пунктуация такой раздел науки о языке, который занимается постановкой и принципами постановки знаков препинания в предложении. Для того, чтобы правильно расставить эти знаки препинания нужно знать очень много правил пунктуации. Мало того, что знать, надо ещё и понимать где, и когда надо применить то, или иное правило пунктуации. Для того, чтобы правильно расставить знаки препинания, нужно пользоваться неким алгоритмом. Никогда не получится расставить знаки препинания просто так, где вам хочется, или где вам кажется должны стоять знаки препинания.

Задание ОГЭ построено таким образом, что от вас будут спрашивать несколько знаков, конечно не все. Прежде всего мы будем говорить о принципах постановки запятой в предложении.

Теория по знакам препинания

Функции знаков препинания

Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении. Они делятся на три группы: на отделительные (в тексте), разделительные и выделительные (в предложении).

Отделительные знаки препинания

К ним относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие. Они используются:

1. для отделения каждого слова предложения от последующего в тексте;
2. для оформления отдельного предложения как законченного.

Выбор одного из четырех отделительных знаков определяется смыслом и интонацией предложения.

Знаки препинания в конце предложения

Правила:

o В конце повествовательного и побудительного предложений ставится точка, если в них дополнительно не выражены эмоции (чувства).
o В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак.
o В конце любого предложения по цели высказывания ставится восклицательный знак, если в них дополнительно выражено чувство.
o Многоточие ставится в конце предложения, если пишущий делает большую паузу.

Разделительные знаки препинания

К ним относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Разделительные знаки препинания служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами (запятая и точка с запятой), в сложном — для разделения простых предложений, входящий в его состав.

Выбор разделительных знаков препинания определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.

Выделительные знаки препинания

Выделительные знаки препинания служат для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов, словосочетаний, предложений, обособленных второстепенных членов), а также прямую речь.

Выделительными знаками препинания являются запятая (две запятые); тире (два тире); восклицательный знак; скобки двойные; двоеточие и тире, употребляемые вместе; кавычки двойные.

Выбор выделительных знаков препинания определяется синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.

Случаи, когда пунктуационный знак не ставится:

o Между подлежащим и сказуемым, которое присоединено союзом как.
o Между однородными членами, соединенными одиночными союзами и, или.
o Перед приложением, если союз как употреблен в значении «в качестве».
o После причастного оборота, если он стоит перед определяемым существительным и не имеет причинного значения.
o Перед наречиями, образованными из деепричастий.
o Между простыми предложениями в сложносочиненном предложении с союзом и при наличии общего члена.
o Между однородными придаточными, соединенными союзом и.
o Между согласованными определениями, если они характеризуют предмет с разных сторон.

Итак, когда же мы должны поставить запятую в каком-нибудь предложении все правила. Самое основное – это однородные члены, то есть когда мы с вами просто перечисляем ряд однотипных похожих признаков.  Мы с вами очень часто с этим сталкиваемся. Но не для кого не секрет, что там стоят запятые если мы с вами перечисляем. Например я люблю яблоки, груши, бананы, апельсины и так далее. В этом случае мы ставим , но помните что есть такое понятие как повторяющийся союз: я люблю и груши , и яблоки , и бананы в этом случае также ставятся запятые.

Далее второй пункт – “вводные слова” и конструкции. Вводную конструкцию всегда можно из предложения убрать. Она лишь добавляет какой-нибудь оттенок значения и грамматически с предложением никак не связано. Поэтому, мы их и можем легко убрать. Например: “Может, я не прав”. После слова “может” мы должны поставить запятую, потому что это вводное слово со значением степень неуверенности.

Далее обособленное определение. Здесь мы с вами остановимся чуть-чуть подробнее. Чаще всего нам попадается согласованное определение. То есть выраженной причастным оборотом или прилагательным зависимыми словами. Помним, что раз это определение, то к нему можно задать вопрос “какой?”. Это главный признак обособленного определения. Давайте посмотрим.  Например: “Я купил фрукты привезенные из Азии”. Я купил фрукты какие? – привезенные с Азии. Привезенные – это причастие. Оно образует причастный оборот с зависимыми словами. Мы его обособляем.

Практика

Итак, давайте рассмотрим пример решения задания №3 ОГЭ по русскому языку. Задание взято из демоверсии ОГЭ 2021.

Нужно сказать, что это задание достаточно сложное. Оно предполагает умение анализировать предложение, проводить пунктуационный анализ, расставлять знаки препинания в соответствии с правилами. Чтобы его выполнить верно нужно не просто различать простые и сложные предложения, но и знать типы сложных предложений, видеть все осложняющие структуру элементы. Например, однородные члены предложения, причастные и деепричастные обороты и так далее. Количество указанных цифр, на месте которых должны стоять запятые, может быть любым, и если вы укажете не все верные цифры то к сожалению получите за это задание0 баллов. Давайте посмотрим на предложение из демонстрационного варианта: В Александрии работало немало выдающихся ученых, среди которых географ и математик Эратосфен сумевший вычислить диаметр земли с высокой по тем временам точностью математик Эвклид написавший 13 томов “Начал” геометрии астроном Аристарх Самосский почти за две тысячи лет до Коперника установивший что Земля шар вращающиеся вокруг Солнца.

Как вы видите, перед нами сложное предложение сложноподчинённое, еще и осложненное причастными оборотами. Главное предложение: “В Александрии работало немало выдающихся ученых”. Грамматическая основа этого предложения – “Немало ученых работало”. Главному предложению присоединяется придаточное “ученых”. Каких? Среди которых географ и математик Эратосфен, сумевший вычислить диаметр земли с высокой по тем временам точностью так далее.

Заканчивается придаточное предложение точкой. Давайте теперь посмотрим, где нужно расставить запятые. В цифре 1  нужно, так как она указывает на начало придаточной части и будет ставиться она не перед словом “которых” что бывает чаще всего, а перед словом “среди”.  Записываем цифру 1 в ответ. Таким образом в цифре 2  не нужно. В цифрах 3 и 4 запятые нужны, так как они обозначают границы причастного оборота, стоящего после определяемого слова математик Эратосфен. Какой? Сумевший вычислить диаметр земли с высокой по тем временам точностью. Вот они в цифре 3,4 границы причастного оборота в цифрах 5,6 запятые также нужны. Перед нами опять причастный оборот, и опять он стоит после определяемого слова математик Эвклид. Какой? Написавший 13 томов начал геометрии. Цифры  7,8 и 9 тоже нужно запятые. Эти запятые показывают нам причастный оборот. Его границы и придаточное предложение. Значит астроном Аристарх Самосский. Какой? Почти за две тысячи лет до Коперника установивший. Установивший что? Присоединяется придаточное предложение. Что? Земля шар. Шар какой? Опять причастный оборот. Вращающиеся вокруг солнца. Таким образом, в ответе у нас должны быть записаны цифры 1,3,4,5,6,7,8, 9.