Разбор задания №7 ОГЭ по русскому языку


      Теория для выполнения задания

На данном уроке мы обсудим как выполнять задание №7 ОГЭ по русскому языку. Это здание проверяет знание средств выразительности речи. Давайте для начала подробно разберем средства речевой выразительности, которые встречаются в данном задании. Начнем с эпитета.

      Эпитет

Эпитет – это прилагательное, которое не в прямом значении описывает предмет. Можно также сказать, что эпитет – это прилагательное, с помощью которого мы передаем наше мнение о чем-то, например, золотая осень. Сама по себе осень в прямом смысле золотой быть не может, но увидев цвет листьев, автор мысленно сравнил ее с золотом, и назвал осень золотой в переносном значении. Таким образом, автор выразил свое мнение с помощью прилагательного “золотая”, следовательно золотая будет эпитетом.

Учащиеся иногда ошибочно думают, что любое прилагательное является эпитетом, но это не так. С помощью эпитета мы должны передавать именно мнение о чем-либо, при этом обязательно должно присутствовать переносное значение. Давайте для наглядности приведем пару примеров. Итак, первый пример – “восхитительный дом”. Тут явно передается наше мнение относительно дома, то есть этот дом является восхитительным именно для нас. Для любого другого человека он может быть обычным, несимпатичным и так далее, следовательно прилагательное восхитительный будет эпитетом.

      Сравнение

Далее следующие очень близкие друг другу средства речевой выразительности – это сравнение и метафора. Начнем со сравнения. Итак, сравнение или как еще его называют сравнительный оборот – это обычное сопоставление одного предмета с другим. При сравнении всегда должны присутствовать сравнительные союзы. Такие как: “словно”, “точно как”, “как будто” и так далее. Например, её слова – как пение соловья. В данном случае мы открыто сравнили речь девушки с пением соловья. Использовали союз “как”. Значит перед нами сравнение.

Метафора

Теперь давайте разберемся с метафорой. Это тоже своего рода сравнение. Но она скрыта другими словами. Когда вы используете метафору, мы один объект сразу заменяем другим в переносном значении. То есть сравнение как бы подразумевается. Например, “он не сдал экзамен и теперь у него хвост”. В данном случае долги по учёбе сравниваются с хвостом, но открытого сравнения нет. Словосочетание “долги по учёбе” в принципе не называются. Оно сразу заменяется словом хвост значит перед нами уже метафора.

      Фразеологизм

Следующее средство выразительности, которое мы с вами разберём – это фразеологизмы. Фразеологизмы представляют собой устойчивые словосочетания, употребляемые в переносном значении. В принципе фразеологизм – это та же самая метафора. Разница лишь в том, что фразеологизмы у нас на слуху. Они всем знакомы, и мы часто употребляем их. В нашей обычной речи метафоры нам незнакомы. Каждый раз метафоры придумывает сам автор.

Давайте приведем пару примеров: “Он был белой вороной”. В этом предложении мы человека сразу называем вороной. Это сравнение скрыто. Значит перед нами вроде как метафора. Но так как, это выражение общеизвестно, то оно автоматически становится фразеологизмом. Ещё пример: “Он сгорел на работе”. Тоже самое по всем признакам это метафора, но так как люди это выражение знают, перед нами уже фразеологизм.

     Олицетворение

Далее идёт олицетворение. Это средство выразительности, при котором явления или предметы наделяются свойствами живых существ. То есть неживое приравнивается к не живому в переносном значении.  Например: “Время бежит”. Время в прямом значении бежать не может. Время не живое существо. Значит перед нами олицетворение. Еще пример: “Здесь даже камни плачут”. Принцип тот же самый. Камни плакать не могут, у них нет глаз, нет слез. Плакать могут только люди. Так как в этом примере опять не живой объект наделили  свойствами живых существ, то перед нами опять олицетворение.

 

     Метонимия

Следующее средство – метонимия. Оно используется редко, но все же встречается. Большая часть школьников либо не знает об этом средстве, либо поверхностно или неправильно понимает что оно обозначает. Давайте разберемся. Метонимия – это замена содержащего содержимым, или замена вещи на материал, из которого она изготовлена. Что же значит замена содержащего содержимым? Приведём пример: “Я съел три тарелки”. В этом предложении используется метонимия. Мы едим не тарелки, мы едим еду, которая находится в этих тарелках. Вместо еды, мы сказали, что съели тарелку, которая эту еду содержит. То есть вместо содержимого, мы назвали содержащее. Еще примеры: “Скушай ложечку”, “Выпей чашечку” и т.д. Надеемся, что принцип работы этого средства вам ясен. Теперь попробуем проследить принцип работы данного средства в менее наглядном примере. Итак, “Этим летом я читал Булгакова, Ахматову и Твена”. Мы не можем читать авторов произведений так же, как не можем есть тарелки. Мы читаем произведения, которые автор написал. Подобная замена также будет метонимией.

 

     Синекдоха

Следующее средство, относимое школьниками к непонятным – это синекдоха. Синекдоха – это замена множественного числа единственным или употребление части вместо целого.  Такая замена происходит только по количественному признаку. Например: “Копейку береги”. В этом предложении явно идет речь не об одной копейке, которую нужно беречь, а о деньгах в принципе. Раз речь идёт о замене количества, то перед нами синекдоха. Еще пример: “Эй, борода, принеси мне чаю”. В данном случае мы обращаемся к человеку, но вместо человека называется только одна его часть, а именно борода. Значит перед нами синекдоха.

 

       Аллегория

Следующее средство, которое мы разберём – это аллегория. Аллегория – это изображение какого-либо абстрактного понятия в конкретном образе или персонаже. Что же это значит?  Приведём наглядный пример. Представьте, что вы читаете книгу, в которой речь идет про дерево. Рассказывается как это дерево росло, как её посадил человек, потом у дерева спилили ветки, закатали землю вокруг дерева в асфальт и таким образом дерево погибло. На каком-то моменте прочтения вы поняли, что речь идёт не про одно дерево, автор подразумевал всю природу в целом.  Под человеком же подразумевалось всё человечество. Это и будет аллегория. В таком небольшом объекте как дерево заключили такое понятие как вся природа.  А в деятельности одного человека заключили отношение к природе всего человечества.  Аллегория часто встречается в сказках и баснях.

 

Итак, давайте рассмотрим пример решения задания №7 ОГЭ по русскому языку.

Давайте посмотрим на предложение номер 1.  Здесь мы ищем метафору . Напоминаем, что метафора – это скрытое сравнение или слова в переносном значении. “Москва река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана. Наше внимание сразу привлекает слово “одеяло”, которое конечно же употреблено здесь не в прямом смысле. Такое природное явление как туман, сравнивается с одеялом. Потому смело можно записать 1-цу, номер первого предложения, в ответ.

Во втором предложении никакого переносного смысла нет ни в одном слове, все слова употреблены в прямом смысле ни, одного выразительного средства, включая метафоры здесь нет.

В третьем предложении такая же история, ни одного слова в переносном значении.

Четвёртое предложение: “В интервью главный редактор рассказал, как у него родилась идея новой рубрики. В отличие от первого предложения – это абсолютно не художественный стиль, как вы видите, но тем не менее, здесь тоже есть метафора. Посмотрите: “идея родилась”, слово употреблено в переносном значении. Так что да, это метафора. На всякий случай проверяем пятое предложение. Ни одного слова, которое могло бы подойти под определение метафоры мы здесь не видим.

Ответ: 14

Оцените
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0