Романтизм и реализм в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» — первый социально-исторический роман в русской литературе. В этом произведении отразились особенности творческой манеры М. Ю. Лермонтова. Хотя в своей основе это безусловно реалистический роман, но в нём ярко проявились и черты романтизма. Слияние различных приёмов литературного изображения характерно как для персонажей, так и для пейзажных зарисовок. Следует отметить, что черты романтизма и реализма проявляются в той или иной части романа в разной степени. Последовательно отражены они, пожалуй, в образе главного героя произведения.
Григорий Александрович Печорин — исключительный человек, но для того чтобы считаться романтическим героем, ему не хватает исключительных обстоятельств. Этот образ погружён в реалистические описания быта и нравов XX века. Можно сказать, что Печорин сам создаёт для себя в той или иной мере исключительные обстоятельства, пытаясь найти применений своим силам. Он «и жить торопится, и чувствовать спешит», хотя в дневнике пишет о том, что устал от жизни, он слишком хорошо знает людей. Основополагающий принцип Печорина- «срывать цветы удовольствия», раскрывать суть человеческой натуры, на мой взгляд, отражает синтез романтических и реалистических черт его характера.
Особенно ярко проявились элементы романтизма в главе «Тамань». Печорин олицетворяет собой в данном случае то «зло», разрушительное начало, о котором так любили писать все романтики! Кроме того, в этой главе и другие персонажи романтизированы. Можно соотнести в определённой степени контрабандистов с романтическими «благородными разбойниками»; отдельные описания природы содержат в себе элементы реализма и романтизма. Но особенность пейзажных зарисовок, а том, что автор предлагает вполне реалистическое изображение города и окружающей природы, а право отразить личное восприятие даёт герою. Именно в восприятии пейзажа Печориным можно отметить некоторую романтичность, что служит дополнительным средством раскрытия характера персонажа. Вспомним, например, описание моря: «Месяц ещё не вставал, и только две звёздочки, как два спасительные маяка сверкали на тёмно-синем своде. Тяжёлые волны мерно и ровно катились одна за другой, едва приподымая одинокую лодку, причаленную к берегу». Можно отметить использование традиционных для писателей-романтиков эпитетов и сравнений: одинокая лодка; тяжёлые волны; звёздочки, как два спасительных маяка. Если сопоставить эту пейзажную зарисовку с описанием Тамани, которое даёт тот же Григорий Печорин в начале или в конце главы, легко увидеть различия между ними, обусловленные выбором манеры описания. Кроме того, мастерство Лермонтова проявилось в том, что в романе практически нет описаний природы, которые даны только для изображения места действия, они служат и для характеристики героя. Так, можно сказать, что двойственность натуры Печорина отразилась и в восприятии природы в разных обстоятельствах.
Отнюдь не случайно Печорина сравнивают с романтическими героями М. Ю. Лермонтова, например такими, как Арбенин и Мцыри. Известный литературный критик А. Григорьев писал, что Печорин- «смесь арбенинских беззаконий со светскою холодностью и бессовестностью Звездича: существо совершенно двойственное…». Сохраняя отдельные романтические «черты в образе Печорина, писатель в то же время пытается в «Герое нашего времени» развенчать романтическую натуру. Грушницкий — персонаж, который необходим автору не только как своеобразный антипод Григория Александровича, но и как, можно сказать, карикатура на романтического героя. К Грушницкому можно применить пушкинские слова: «Уж не пародия ли он?» И ответить на этот вопрос утвердительно. Такой образ в романе необходим для того, чтобы «Печорин, глядя на него, как можно более любовался собою, и чтобы другие, глядя на Грушницкого, более любовались Печориным». Если претензии юнкера на романтизм смешны и жалки, то у Григория Александровича они привлекательны, ему в полной мере присуще «обаяние зла». Однако Печорин — реалистический образ. Известны не только биография героя, обстоятельства его жизни, но и взаимоотношения с другими персонажами, психологически верное изложение его мыслей, чувств, восприятие действительности.
Ю. М. Лотмак говорил, что Печорин находится в конфликте со своим временем потому, что идеи романтизма, которые иногда просматриваются в поступках и действиях героя, были совсем не актуальны в обществе первой половины XX века. Вероятно поэтому Лермонтов назвал своё произведение — «Герой нашего времени», тем самым давая читателю понять, что типичного представителя эпохи можно определить не только как человека из массы, из толпы, но и как уникальную в своём роде личность.
Таким образом, в романе представлено сложное переплетение двух литературных направлений — романтизма и реализма. Однако особенность композиции и система образов этого произведения позволяют говорить, что «Герой нашего времени» не только реалистический, но и социально-бытовой роман.