В 2026 году процедура проведения Единого государственного экзамена претерпит изменения, о которых сообщили Рособрнадзор и ФИПИ. Обновления затронут дисциплины, в которых ранее наблюдалась наибольшая нестабильность требований и неоднозначность интерпретаций. Цель нововведений в ЕГЭ в 2026 году – повышение ясности экзаменационных процедур, максимальное приближение к школьной программе и устранение противоречий в системе оценивания.
Ключевые изменения коснутся экзаменов по русскому языку, литературе, истории и информатике. Значительная часть заданий будет переработана с точки зрения критериев оценивания, формулировок и применяемых методов проверки. Кроме того, будут внесены коррективы в минимальные проходные баллы, структуру сочинений и развернутых ответов, чтобы сделать их более понятными и однозначными.
Что конкретно изменилось
На основе анализов демоверсий и официальных заявлений, вот список ключевых изменений:
- Содержание ЕГЭ должно точно соответствовать школьной программе. Это значит, что задания будут проверять именно те темы и понятия, которые гарантированно проходят в уроках русского, литературы, истории и информатики.
- В ЕГЭ по русскому языку изменены правила по заданию “сочинение-рассуждение” (задание 27): теперь объём сочинения не менее 150 слов, иначе оно считается не выполненным и оценивается в 0 баллов. Ранее порог был чуть ниже.
- В сочинениях допускается до двух логических ошибок при оценивании на 1 балл из 2.
- Изменения в литературе: критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом обновлены. Например, задания-мини-сочинения (4.1/4.2 и 9.1/9.2) теперь оцениваются по более детализированным пунктам: ответ-утверждение, пример из текста, объяснение соответствия.
- В информатике скорректированы форматы дополнительных файлов, которые прикрепляются к заданиям — переход к форматам *.odt и *.ods (LibreOffice / OpenOffice) вместо некоторых форматов, ранее используемых в Microsoft Office.
- В заданиях по истории: изменены требования к сравнению исторических явлений и аргументации. Например, в задании, где нужно сравнить позиции двух стран, оценивается прежде всего первый аргумент, если ученик дал несколько — только первый учитывается.
Изменения по предметам: где что стало жестче или проще
Ниже таблица, в которой отражены нововведения по ключевым предметам для ЕГЭ-2026:
Предмет | Нововведения / изменения | Важные детали |
---|---|---|
Русский язык | Сочинение-рассуждение: объём ≥ 150 слов; до двух логических ошибок допускают при задании на балл | Объём текста критичен; оценивание настроено строже на логические и речевые ошибки |
Литература | Мини-сочинения (4.1/4.2 и др.) с новым критерием: утвердительное высказывание + пример + аргумент; оценки по новому разбиванию баллов | Требования к аргументу и примерам стали менее расплывчатыми |
Информатика | Форматы файлов: переход к *.odt / *.ods, отмена некоторых нестандартных форматов; уточнение формулировок отдельных задач | Важно заранее проверить, в каком формате работать; техническая подготовка имеет значение |
История | Задания на сравнение: теперь учитывается только первый аргумент; критерии аргументации уточнены | Умение чётко формулировать тезис и делать строгие примеры стало важнее |
Обществознание / др. предметы | Никаких радикальных изменений в структуре; уточнения формулировок и требований в отдельных заданиях | Для большинства выпускников прежняя подготовка остаётся релевантной |
Русский язык
- Существенных изменений в КИМах по русскому языку нет, однако экзамен всё же претерпел небольшие корректировки:
- в задании №7 теперь могут встречаться все виды грамматических ошибок, что расширяет спектр проверяемого материала;
- смягчён критерий К5 при оценке сочинения: для получения 1 балла допускается немного больше логических ошибок, чем раньше;
- отменено особое правило для сочинений объёмом 100–149 слов — теперь они оцениваются по общей системе;
- обновлён и расширен перечень словарей и справочников, на которые ориентируются разработчики заданий.
Литература
В целом структура экзамена по литературе осталась прежней, но изменились правила начисления первичных баллов:
- за задания №4 и №9 теперь можно получить не 4, а 5 баллов;
- за задания №5 и №10 максимальный балл снижен с 8 до 7;
- задание №11 оценивается выше — не 18, а 20 баллов;
- максимальная сумма за всю работу увеличена с 48 до 50.
К тому же, внесены коррективы в параметры оценки эссе. Представлен обновленный вариант задания №2, который теперь может включать работы с кодами ошибок ОШ1–ОШ10 из списка кодификатора. Дополнительно зафиксировано, что роман А. Фадеева «Молодая гвардия» может быть использован в любом издании.
Информатика
Изменений в структуре заданий по информатике нет, но скорректированы форматы файлов, которые будут использоваться на экзамене:
По остальным дисциплинам — математике (базовой и профильной), истории, обществознанию, иностранным языкам, биологии, географии, физике и химии — изменений в 2026 году не предусмотрено.
Почему такие нововведения и чего стоит опасаться
Введение нового правила, подразумевающего точное соответствие школьной программе, обусловлено частой критикой экзаменов, в которых встречались задания, превышающие ее рамки. Это могло ставить учеников с недостаточной подготовкой в заведомо проигрышное положение. Модификации в структуре сочинений и развернутых ответов призваны повысить беспристрастность оценивания.
Прежний формат был менее конкретным, что открывало пространство для субъективных интерпретаций. Теперь оценочные параметры стали более четкими: наличие примера, аргумента, соответствие предложенным вопросам. Беспокойство вызывает то, что некоторым учащимся и преподавателям, привыкшим к прежним форматам, потребуется время на адаптацию. Это потребует дополнительных тренировок, повышенного внимания и, возможно, пересмотра учебных материалов. Частным преподавателям и образовательным курсам также необходимо будет обновить свои учебные программы.
Существует вероятность, что ученики, занимающиеся по устаревшим демонстрационным версиям или примерам, могут не осознать важность нововведений.
Что остаётся без изменений и на что можно рассчитывать
Изменения коснутся не всех разделов Единого государственного экзамена. Общая схема, определяющая число уровней сложности задач и разделение на базовые и профильные дисциплины, сохранится для большей части предметов, если не учитывать уже отмеченные нововведения.
Возможно, будут внесены небольшие корректировки в минимальные проходные баллы по некоторым предметам, однако о серьезных преобразованиях пока не сообщалось. В профильной математике, химии, биологии и географии значительных изменений в содержании заданий не предвидится.
Как готовиться к ЕГЭ-2026 с учётом нововведений
Для школьников, планирующих сдачу ЕГЭ в 2026 году, важно:
- внимательно изучать демонстрационные версии экзамена (КИМ), которые публикуются ФИПИ, и обращать внимание на новые формулировки заданий;
- практиковаться в написании сочинений объёмом не менее 150 слов, с чёткой структурой: тезис, пример, аргумент; проверять критерии оценивания заданий по литературе и истории — научиться строить аргументированные ответы, особенно в сравнениях;
- при сдаче информатики быть готовым к работе с форматами *.odt и *.ods, проверить, как работает офисное ПО;
- не полагаться исключительно на репетиторов, если школа даёт материалы: так как экзамен будет ближе к школьной программе, качественная школьная работа важна;
Подытожим
В 2026 году единый государственный экзамен претерпит ряд изменений, касающихся различных аспектов проведения и оценки. Задания ЕГЭ будут четко соответствовать материалам, изучаемым в рамках школьной программы. Критерии оценивания эссе по русскому языку и литературе станут более строгими и детализированными. В информатике произойдет смена форматов используемых файлов. Также будут внесены корректировки и уточнения в формулировки заданий по истории. Грядущие перемены не подразумевают кардинальной перестройки процесса подготовки, однако требуют более внимательного подхода к деталям и систематической тренировки навыков решения задач.