Чацкий и Онегин.
В 10-20-е годы прошлого столетия в России усиливались антикрепостнические настроения среди передовой части дворянства. Создавались первые тайные общества, по стране разносились идеи буржуазных революций. По одну сторону баррикад находились реакционеры, по другую — передовые дворяне, будущие декабристы. Были и такие представители дворянского сословия, которые не относились к реакционерам, но в тайные общества не вступали и не обладали свободолюбивыми помыслами. Именно в такое время А. С. Пушкин начал работу над первыми главами романа «Евгений Онегин», и в те же годы А. С. Грибоедов создал свою бессмертную комедию «Горе от ума».
Чацкий и Онегин — главные герои этих произведений — ровесники. Это молодые и полные энергии дворяне. Но различие двух образов сразу бросается в глаза. Чацкий, как и Онегин, воспитывался в атмосфере реакции, но он выучился, стал образованным человеком. Грибоедовский герой «славно пишет, переводит». Труд для Чацкого не является тяжелым бременем, в просвещении он видит движение вперед. Онегин же воспитывался на французский манер, и сам Пушкин шутливо замечает, что домашний учитель.
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой…
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь…
Восемь лет Онегин провел в праздном Петербурге, где ездил на приемы, балы, ложился спать за полночь, а вставал после полудня. Он понял пустоту и никчемность такой жизни, но не начал с ней бороться. Онегин удалился на покой в свое имение, пробовал заняться какой-либо деятельностью, но «труд упорный ему был тошен». У Чацкого тоже было имение, но он им «управлял оплошно», то есть хорошо относился к крестьянам. Его натура возмущена подневольным положением крепостных. Чацкий приводит примеры того, как крепостники относились к людям, не раз спасавшим дом, честь, жизнь хозяев.
Пытается и Онегин заняться устройством своих крепостных:
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Но автор сообщает, что это делалось, «чтоб только время проводить». Вся деятельность Онегина-реформатора этим и ограничилась. Евгения не волнует судьба крестьян, «охлажденный ум» внушает герою, что заботиться надо только о себе. Он индивидуалист.
Оба героя презрительно относятся к высшему обществу. Они умны и рассудительны, поэтому видят всю пустоту и никчемность светского Петербурга и Москвы. «Что нового покажет мне Москва?» — спрашивает Чацкий в день приезда к Фамусовым. Он не находит никаких перемен к лучшему. Грибоедовский герой порывает с этим обществом окончательно, хотя и любит девушку из ненавистной ему среды. Онегин же остался человеком своего круга, несущим все его пороки. Он убил на дуэли Ленского, не сумев возвыситься над тем миром, который внутренне презирал. Сословные предрассудки взяли верх, Евгений испугался сплетен «поместных владетелей». Критическое отношение к действительности, незаурядный ум обрекли его, при отсутствии общественной деятельности, на полное одиночество. Чацкий же не одинок. Грибоедов говорит про брата полковника Скалозуба, передового офицера, оставившего службу, про племянника княгини Тугоуховской, который увлеченно занимается химией и ботаникой.
У Чацкого более чуткая душа, чем у Онегина. Онегин представляется рассудительным эгоистом. Он не понимает глубины запросов Татьяны. В основе его чувства лежит себялюбие. Чацкий же искренне любит Софью. Он весь преображается, когда видит ее. Но Софья — человек фамусовского общества, и Чацкий находит в себе силы уехать из Москвы.
В образах Чацкого и Онегина мы ясно видим разных людей одной эпохи. Чем-то похожие, они представляют собой различные пути, которыми шло общество в начале XIX века: путь протеста и путь холодного созерцания.