Роль пейзажа в раскрытии идейного содержания романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Люблю Отчизну я… М. Ю. Лермонтов
Любовь Лермонтова к своему отечеству во многих произведениях выражалась через «выразительно выписанные» пейзажные зарисовки. Поэт тонко чувствовал красоту родной природы. И не удивительно, что пейзаж является неотъемлемой частью его лирических и прозаических произведений.
Выражением внутренней связи романа «Герой нашего времени» с поэзией Лермонтова является повторение описаний пейзажа, имеющих символическое значение. Повторение и варьирование мотивов моря, гор, звезд и звездного неба создает ощущение единства романа и лирики.
Природа у Лермонтова выступает как промежуточная ступень между тягостным и дисгармоничным миром реальной жизни человека — современника автора и светлым, гармоничным идеалом, существующим только в мечтах.(Природа, которая окружает человека, как понимает поэт, не может быть названа идеально гармоничной. В ней есть свои противоречия и столкновения, даже своя жестокость, но это мир вольный, и потому он совершеннее, чем мир современного человека, основанный на принуждении.
Вольный мир природы в романе словно раздвигает рамки повествования. Сюжетная самостоятельность каждой повести в романе «Герой нашего Бремени» оттеняется по-разному пейзажными зарисовками. «Бэла», «Максим Максимыч» и «Княжна Мери» — повести «горные», «Тамань» — морская, основной мотив «Фаталиста» — звезды. В двух первых повестях , горный колорит объясняется сюжетно. «Бэла» и «Максим Максимыч» — это путевые очерки едущего по горной дороге офицера. «Бэла» начинается горным пейзажем, и в дальнейшем, читая повесть, ни на минуту не забываешь, что дело происходит в горах. Горы там живут, постоянно изменяются, приковывают к себе внимание читателя и наводят его на размышления. Рисуя картину подъема на перевал, повествователь незаметно переходит к размышлениям о благотворном влиянии природы на человека:
«…Какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром — чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и верно будет когда-нибудь опять».
Художественная функция мотива гор расширяется: из «места действия» они превращаются в символ природы, возвышающей человека. Характерно, что такое восприятие присуще не только повествователю, но и Максиму Максимычу, и Бэле.
Для Бэлы кавказские горы — дом. Так, Максим Максимыч, рассказывая о последних минутах ее жизни, говорит: «…Ей хотелось в горы, домой».
В «Княжне Мери» мотив гор занимает меньше места, зато усиливается его философское значение. История Печорина и Бэлы разворачивается в горах, а роман Печорина и княжны Мери — на курорте, в «водяном обществе». Но «сценическая площадка», на которой ведет свою трагическую игру Печорин, как бы замкнута кольцом гор, окружающих Пятигорск и Кисловодск. И трагически неудовлетворенный, мучительно переживающий суету жизни герой Лермонтова словно все время оглядывается на эти вечные и прекрасные горы:
Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет… на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка… На восток смотреть веселее: …там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Кавказом и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом».
В горах происходят почти все решающие эпизоды: Мери принимает Печорина за черкеса и слышит в ответ на свое испуганное восклицание ироническую французскую фразу; княжна признается Печорину в любви; Печорин убивает Грушницкого. Рассказывая в дневнике о дуэли, Печорин предваряет описание ее двумя горными пейзажами какой-то пронзительной красоты, словно увидены они со всей остротой восприятия, на какую способен только человек, готовый проститься с жизнью.
В «Княжне Мери» исключительно велика роль и двух других образных мотивов — звезд и моря. Но вся значительность этих мотивов проясняется при сопоставлении их смысла в «Княжне Мери», «Тамани» и «Фаталисте».
В «Тамани» особое значение приобретает символика корабля и моря, характерная для романтической поэзии. Короткие, но до предела насыщенные морские пейзажи, создающие атмосферу простора и тревоги, неизменно содержат упоминание судна: «Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при сеете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона…»
Существует в повести и прямой поэтический комментарий к мотиву моря- песня контрабандистки. В этой песне «по вольной волюшке- по зеленому морю» ходят «кораблики-белопарусники» и «лодочка неснащеная». В лодке разыгрывается сцена борьбы между Ундиной и Печориным, и в конце по вести морской пейзаж с удаляющейся парусной лодкой.
Звезды упоминаются в «Тамани» один раз и именно в тот момент, когда Печорин идет навстречу своему опасному приключению: «Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительные
маяка, сверкали на темно-синем своде».
В «Княжне Мери» мотив звезд повторяется дважды: один раз в связи с Грушницким, другой — с Печориным. И оба раза это «путеводные звезды». Но у Грушницкого — «путеводительная звездочка» карьера, у Печорина — звезда судьбы.
Мотив «путеводительной звезды» со всей силой прозвучал в последней повести романа — «Фаталисте». Рассуждение Печорина о звездах сопоставимо, только с картиной звездного неба в поздних стихотворениях Лермонтова — «Выхожу один я на дорогу», «Пророк». И не случайно: «Фаталист»- философский комментарий ко всему роману. Размышляя о судьбе, предопределении, о воле человека и о законах жизни, не зависящих от этой воли, — все это находит здесь прямое выражение: «…Звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что, были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!..» Наивной вере предков лермонтовский герой противопоставляет так называемую мудрость своих современников, которая и лишила его воли и способности жить целеустремленно.
«…А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия…»
Таким образом, пейзаж в «Герое нашего времени» несет огромную смысловую нагрузку, раскрывая и углубляя понимание идейного содержания романа.