Лексика – это совокупность слов, входящих в состав того или иного языка.
Лексикология (от греч. lexikos – словесный + logos- учение) – это наука, изучающая словарный
состав языка, значения слов, нормы употребления слов в речи.
сочетания слов (фразеологизмы, пословицы, поговорки).
Слово (лексема) – это основная единица языка. Она служит для обозначения предметов, явлений,
событий, свойств, состояний с помощью звуков (в речи) и букв (на письме).
Лексическое значение слова – это соотнесенность слова с определённым понятием, явлением
действительности. Лексическое значение слов можно найти в толковых словарях. Пример: Ель –
вид вечнозеленых растений с листьями в форме острых игл. По лексическому значению слова
делятся на однозначные и многозначные.
Однозначные слова | Многозначные слова |
Слова только с одним лексическим значением. Пример: Герб – отличительный знак государства или города, который изображается на флагах, монетах, печатях. |
Слова, имеющие несколько лексических значений. У многозначного слова одно значение связано с другим по смыслу.Примеры: Карта: 1) предмет из бумаги, используемый в колоде для азартных игр, пасьянсов, гаданий; 2) тонкий пластмассовый предмет с электронным кодом, выдаваемый банками для хранения и накопления денежных средств. Перевод: 1) перемещение с одной стороны на другую; 2) назначение на новую должность; 3) текст, переписанный с одного языка на другой; 4) денежное отправление по почте. |
Грамматическое значение слова – это принадлежность слова к какой-либо части речи. Чтобы
его определить, нужно найти у слова признаки какой-либо части речи. Пример: Пейзаж – имя
существительное, неодуш., нарицательное, муж. р., 2-го скл, стоящее в форме им. п., ед. ч.
Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Пример: слово «дорогой»
означает высокую стоимость товара.
Переносное значение слова может быть выражено в речи с помощью:
— метафоры: взрыв ярости, эмаль небес;
— метонимии: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (французские войска).
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Прямое значение | Переносное значение |
Официант несёт поднос с едой. Крыло птицы Шляпка девочки |
Река несет свои воды к океану. Крыло самолета Шляпка гвоздя |
ветер = ветер спит, словно он устал), из метонимии нельзя получить сравнение (скушай ещё тарелочку).
Разные группы слов по смыслу
Омонимы (от греческого homos – «одинаковый», onyma – «имя») – это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению. Виды омонимов:
Омофоны | Омографы | Омоформы |
Одинаково произносятся | Одинаково пишутся | Одинаково пишутся и произносятся |
Курится [ца] – курица, кот– код[т], плот – плод [т], лесть – лезть [с]. Серый волк в густом лесу [и] встретил рыжую лису. |
Кру΄жки — кружки΄, м΄ука – мука΄, за΄мок — замо΄к, по΄ем (от «пойма»)– поё΄м (от «петь»), п΄олет (гл.) – полё΄т (сущ.), а΄тлас (сборник карт)– атла΄с (ткань). |
Лайка (сущ.) – лай-ка (гл. в повел. н.), попугай (сущ.) – попугай (гл. в повел. н.), лечу (от «лечить») – лечу (от «летать»), ехать по краю дороги) – ехать по родному краю, жать (хлеб серпом) – жать (руку), больной (сущ.) – больной (прилаг.). |
Синонимы (от греч. sinonymos «одноимённый») – это слова из одной части речи, близкие или
одинаковые по лексическому значению, но различные по своему написанию.
Виды синонимов:
Контекстуальные | Слова одной части речи |
Я скучаю по тебе, мой милый, дорогой, драгоценный. |
нищета-бедность-нужда, красивый — симпатичный – приятный — ослепительный, холодный – ледяной, светло — ярко – красочно. |
Антонимы (от греч. anti «против», onyma – «имя») – это слова из одной части речи,
противоположные по лексическому значению. Виды антонимов:
Контекстуальные | Слова одной части речи |
Да здравствует солнце, да скроется тьма! | плюс – минус, узкий – широкий, подходить – отходить, добро – зло, сильно – слабо, большинство – меньшинство, старше – младше, войти – выйти, утро-вечер, вечный – сиюминутный, мель – глубина, восход – закат. |
— имена прилагательные, обозначающие цвета (фиолетовый, красный)
— имена числительные (двадцать девять);
— большинство местоимений (я, она, мой, никто).
Паронимы (от греч. para «возле», onyma – «имя») – это слова из одной части речи, разные по
значению, но похожие по написанию и звучанию. Примеры: производственный –
производительный, протекать – проистекать, одинокий – одиночный, красный – красноватый,
невежа – невежда, драматический – драматичный, значение – значимость, оплатить –
уплатить, освоить – усвоить, проблемный –проблематический — проблематичный .
Сравните: 1. Это был единичный случай в практике нашего врача (количество возможных
случаев). 2. Это был единственный случай, когда мы вместе ездили на море (исключительный
случай).
Виды лексики по степени современности
Виды лексики по принадлежности к функциональному стилю
Книжная | Нейтральная | Разговорная |
модифицировать ходатайствовать ибо |
изменить просить потому что |
перекроить хлопотать потому как |
Виды лексики по сфере употребления
Фразеологизмы – это устойчивые неделимые сочетания слов, обладающие целостным
лексическим значением (в том числе пословицы и поговорки). Они кратко и в образной форме
передают народную мудрость, они используются как в разговорах, так и в художественных
произведениях.
Значение фразеологизмов можно найти во фразеологических словарях. Они могут относиться друг
к другу как синонимы (два сапога пара, одного поля ягода) и как антонимы (засучив рукава –
спустя рукава).
Примеры: на краю света (далеко), намылить шею (наказать), пешком ходит под стол
(маленький), зуб на зуб не попадает (замёрз), зарубить на носу (запомнить), как в воду глядеть
(предвидеть). Хлеб всему голова, слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Ни кола и двора, на
скорую руку, сию минуту, упасть духом.
Клише – это «стандартные» фразы в виде словосочетаний, где каждое слово сохраняет своё
значение. Они употребляются готовыми в официально-деловом и публицистическом стилях речи.
Примеры: прошу разрешить, прошу утвердить, довожу до Вашего сведения, по собственному
желанию; здравствуйте, дорогие…; приветствую Вас, уважаемый…; до скорого свидания,
многоуважаемый юбиляр, драгоценный коллега; желаем творческих успехов, счастья в личной
жизни, будьте добры, окажите любезность, не составит ли Вам труда…, премного благодарен.
Автор: Куприенко В.В.
Книга “Пиши правильно”
Благодарю за опубликованную статью! Четкая и понятная систематизация очень пригодится для подготовки детей к ОГЭ по русскому языку. У моих учеников на первом этапе повторения затруднения вызывает отличение метафоры от сравнения и разграничение паронимов.
И совсем плохо у детей с устаревшей лексикой. С удивлением узнают, что такое уста, ланиты, перст, длань…Не смотрят исторических фильмов и не читают.Печально. Приходится с этим бороться и направлять, мотивировать)