Рекомендации по подготовке к написанию сочинения ЕГЭ
Перед тем как приступить к написанию сочинения ЕГЭ вы должны внимательно прочитать задание. Надо четко знать формулировку задания. Именно от этого зависит успешность выполнения данного задания. Итак, давайте рассмотрим какие обычно требования предъявляются аттестуемым в данном задании:
1. Написать сочинение по прочитанному тексту.
2. Сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста(необходимо избегать чрезмерного цитирования).
3. Сформулировать позицию автора(рассказчика).
4. Аргументируйте свой ответ, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Обязательно надо писать сочинение с опорой на прочитанный текст, иначе работа попросту не будет оцениваться. В случае, если сочинение представляет собой пересказ текста или полностью переписанный текст(без каких-либо изменений), то работа оценивается в 0 баллов.
Критерии оценивания сочинения
Критерии оценивания | Баллы |
---|---|
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. | 1 |
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. (В этом случае работа оценивается 0 баллов по критериям К1-К4). | 0 |
К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. | 3 |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с исходного текста, в комментарии нет. | 2 |
Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы,или в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста. | 1 |
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована или прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,или вместо комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента,или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста. |
0 |
К3. Отражение позиции автора исходного текста. | |
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. |
1 |
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. | 0 |
К4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме | |
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). | 3 |
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. | 2 |
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт. | 1 |
Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например:«Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе. | 0 |
К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текст. |
2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста. | 0 |
К6. Точность и выразительность речи. | |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. * Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10. |
2 |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли. | 1 |
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. | 0 |
К7. Точность и выразительность речи. | |
Орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)Источник: легко-егэ.рф | 3 |
Допущено не более 2-х ошибок Источник: легко-егэ.рф | 2 |
Допущено 3–4 ошибки | 1 |
Допущено более 4-х ошибок | 0 |
К8. Соблюдение пунктуационных норм. | |
Пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка | 3 |
Допущено 1–3 ошибки | 2 |
Допущено 4–5 ошибок | 1 |
Допущено более 5-и ошибок. | 0 |
К9. Соблюдение языковых норм. | |
Грамматических ошибок нет | 2 |
Допущено 1–2 ошибки | 1 |
Допущено более 2-х ошибок | 0 |
К10. Соблюдение речевых норм. | |
Допущено не более 1 речевой ошибки | 2 |
Допущено 2–3 ошибки | 1 |
Допущено более 3-х ошибок | 0 |
К11. Соблюдение этических норм. | |
Этические ошибки в работе отсутствуют | 1 |
Допущены этические ошибки (1 и более) | 0 |
Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют | 1 |
Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале | 0 |
Структура сочинения
Надо знать по какому плану писать сочинение-рассуждение.
На наш взгляд, оптимальный план выглядит следующим образом:
- Вступление и формулировка проблемы (первый абзац).
- Комментарий к проблеме (второй абзац).
- Позиция автора (третий абзац).
- Ваша позиция (четвёртый абзац).
- Первый аргумент (пятый абзац).
- Второй аргумент (шестой абзац).
- Заключение (седьмой абзац).
Есть и другие планы написания сочинения, однако, как показывает практика предложенный план является самым оптимальным как для учащихся, так и для экспертов, проверяющих работу.