Если понятия преступления и справедливости в обществе у каждого свои, то и не стоит отрицать, что месть и определение ее как действия так или иначе будут у каждого разные. Но к чему месть относится больше, к чему она ближе? Преступление или справедливость?
Месть с точки зрения психологии — это борьба за власть в ситуации, которая уже случилась и попытка дать объекту мести почувствовать себя на месте мстящего в ситуации, за которую, собственно, и мстят. Это буквально компенсация за «всю ту боль». И каждый когда-либо обиженный человек, поверьте мне, будет считать месть восстановлением справедливости ровно до того момента, пока сам под эту «меру праведности» не подпадет. Почему? Потому что каждый из нас немного эгоист и постоянно хочет быть в выгодной для себя ситуации. Тогда месть уже не средство восстановления справедливости, а ложная попытка усмирить и подправить униженное эго. Следовательно, месть — это преступление? Хотелось бы, но нет(если это в рамках закона, конечно). Утешение самого себя и потешности еще никто не смог назвать преступлением, а многим хотелось, поверьте. Месть — это буквально проявление в нас того внутреннего ребенка, что скрыт под маской взрослого и строгого дяди/тети. Дитятко обиженно, ему не разрешили съесть конфету перед супом, поэтому дите вообще не будет есть. Если это и преступление, то только против самого себя, верно? Итак, я думаю каждый, кто читает это сочинение, уже поняли, что месть — это не преступление и даже не восстановление справедливости. Месть — это утешение, которое романтизировали.
Тема мести, причем не просто как действия, а как побудителя к этим самым действиям прослеживается в книге «Одна ночь в зимнем саду» А.Полярного. Последовательность событий зашкаливает: Энн бросил парень, в которого она безумно влюблена, после защиты диплома ее отправляют по некой программе работать в другой город и она, конечно же, соглашается, ведь ее больше ничего не держит. Более того — она везёт с собой чемодан необычайных размеров. Он же, кстати, подразумевает под собой тягость прошлого и на протяжении всей книги Энн упрямо и непреклонно твердит, что в её багаже нечто очень хрупкое и важное, а по итогу там (внутри чемодана) оказывается открытка с посланием от бывшего главной героини и наша дорогая учительница рисования, конечно же, тешит своё сердце прочтением замечательного текста на обратной стороне, а после… После лишь тьма на городе М. и нашу героиню больше никто не видел. Но при чём тут месть? Ответ нам даёт предисловие: «Под водой есть несколько оттенков тьмы. Оттенок перед его глазами наводил на мысли о чём-то всепоглощающем». Речь явно не о печали или грусти, учитывая отшельническое поведение Энн и сцену с открыткой в конце. Энн мстит, Энн тешит своё самолюбие, но делает хуже только себе самой, увы и ах.
Романтизация мести как движущего все механизма и как чувства в целом можно встретить не только в современной литературе. Отнюдь, мести в классике, как и психологической романтизации гораздо больше. Доказательством этого послужит роман «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Удивительно треугольник между Печориным, княжной Мери и Грушницким ведет к неминуемой мести последнего, ведь Мэри предпочла Григория. И Юнкер мстит, Юнкер тешится, Юнкер собирается слухи. Но если месть тут не движок романа, то где романтизация? Дуэль. Месть Грушницкого приводит к дуэли, а он продолжает тешиться. Правда по итогу умирает в этом самом сражении уже даже не ради сердца Мери, а ради собственных эго и чести. Что, впрочем, зная суть мести было вполне очевидно. Но что поделать если униженный всегда хочет быть утешен.
Месть всегда была и будет романтизирована, особенно в литературе, даже независимо от года написания произведения. То, что месть не преступление и не справедливость чаще всего видно в поведении героя и очевидно по его действиям, которые направлены лишь на спасение самого себя утопающего. Ну что ж, как говорится: «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Но это уже совершенно другое сочинение.
Автор: Анастасия Шраго
Оценка от редакции SochinenieNa5.ru: ⭐ ️⭐️ ⭐️ ⭐️⭐️