Каждый год 11-классники сдают Единый Государственный Экзамен. Одним из составных частей данного экзамена является итоговое сочинение. В данной образовательной статье мы разберем, какими будут основные направления в 2023 году, нужны ли к этим темам аргументы и на что выпускникам стоит обратить особенное внимание.
Допуск к экзамену
Итоговое сочинение выполняет сразу несколько функций: с одной стороны проверяет общие речевые компетенции, выявляет уровень его речевой культуры, оценивает умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны итоговое сочинение требует от экзаменуемого построения аргументации с обязательным привлечением примеров из литературного материала. Это работа не только по русскому языку и литературе, но и в целом — проверка умения мыслить.
Сроки сдачи экзамена
Как обычно, выпускникам предоставляют три даты для сдачи итогового сочинения – в декабре, феврале и мае.
На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут.
Рекомендуемый объем итогового сочинения – от 200 слов (а лучше 350 слов).
Критерии оценивания
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые изложения, соответствующие установленным требованиям: объем сочинения более 150 слов; самостоятельность написания.
Всего пять критериев оценивания:
- соответствие теме;
- аргументация (привлечение литературного материала);
- композиция и логика рассуждения;
- качество письменной речи;
- грамотность.
«Незачет» за работу выставляют если:
- сочинение не содержит аргументации;
- написано без опоры на литературный материал;
- в нем существенно искажено содержание выбранного текста;
- литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются).
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).
«Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Темы и направления
Ежегодно ФИПИ задает направления итогового сочинения, согласно которым выпускники могут готовиться более детально к экзамену, подбирая произведения и аргументы, не будет исключением и 2022-2023 учебный год.
Наличие направлений позволяет 11-классникам упростить подготовку, сконцентрировавшись на наиболее понятном или близком для них. В рамках каждого из предложенных направлений будет подготовлено достаточного большое количество тем, которые стоит проработать до декабря 2022 года.
Эти направления — общие для всей страны. А вот уже внутри них будут составлены конкретные темы сочинений, которые будут распределяться по часовым поясам. Но их выпускники узнают только на самом экзамене.
Аргументы к итоговому сочинению 2023
Итоговое сочинение — это рассуждение на заданную тему с привлечением литературных аргументов для подтверждения тезиса. В качестве аргументов можно приводить:
- художественные произведения;
- дневники; мемуары;
- публицистику;
- произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров — загадок, пословиц, поговорок);
- другие источники отечественной или мировой литературы.
Универсальный список литературы
Можно ли готовиться к итоговому сочинению заблаговременно? Не только можно, но и нужно, ведь учителя и опытные репетиторы уже давно составили список универсальных произведений, в которых можно найти аргументы практически к любым направлениям итогового сочинения 2023 года.
Настоятельно рекомендуем освежить в своей памяти такие произведения:
- А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Дубровский», «Выстрел»
- Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
- Ю.Яковлев «Багульник», «Вратарь», «Рыцарь Вася»
- Б.Екимов «Ночь исцеления»
- А.Алексин «Раздел имущества», «Безумная Евдокия», «Домашний совет», «А тем временем где-то», «Звоните и приезжайте»
- Г.Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»
- В.Короленко «В дурном обществе»
- А.Куприн «Чудесный доктор», «Олеся»
- В. Распутин «Уроки французского»
- К.Паустовский «Телеграмма», «Старый повар»
- В.Железников «Чучело»
- А.Грин «Алые паруса»
- М.Горький «Старуха Изергиль», «Детство»
- В.Астафьев «Конь с розовой гривой»
- А.Платонов «Юшка»
- Г.Горин «Ёжик»
- В.Катаев «Сын полка»
- Джек Лондон «Сердца трёх», «Любовь к жизни»
- О. Генри «Дары волхвов», «Последний лист»
- В. Гаршин «Сигнал»
- Т.Ломбина «У каждого своё счастье»
- А. Солженицын «Матрёнин двор»
- В.Крапивин «Звёзды под дождём»
- В. Каверин «Два капитана»
- Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»