Текст:
После встречи в поезде с художником я приехал в Ленинград. Снова открылись передо мной торжественные ансамбли его площадей и пропорциональных зданий.
Я подолгу всматривался в них, стараясь разгадать их архитектурную тайну. Она заключалась в том, что <…> здания производили впечатление величия, на самом же деле они были невелики. Одна из самых замечательных построек – здание Главного штаба, вытянутое плавной дугой против Зимнего дворца, по своей высоте не превышает четырехэтажного дома. А между тем оно гораздо величественнее любого высотного дома Москвы.
Разгадка была простая. Величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений – оконных наличников, картушей и барельефов.
Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус – это прежде всего чувство меры.
Я уверен, что эти же законы соразмерности частей, отсутствия всего лишнего, небольшого числа украшений, простоты, при которой видна и доставляет истинное наслаждение каждая линия, – всё это имеет некоторое отношение и к прозе.
Писатель, полюбивший совершенство классических архитектурных форм, не допустит в своей прозе тяжеловесной и неуклюжей композиции. Он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка. Он будет избегать обилия разжижающих прозу украшений – так называемого орнаментального стиля.
Композиция прозаической вещи должна быть доведена до такого состояния, чтобы ничего нельзя было выбросить и ничего прибавить без того, чтобы не нарушился смысл повествования и закономерное течение событий.
(По К.Г. Паустовскому)
Задание:
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
1) АНСАМБЛЬ. Исполнительский коллектив (певцов, музыкантов), а также состав исполнителей. А. песни и пляски.
2) ПРОСТОЙ. полн. ф. Не лучшего качества. П. помол. П. холст (небеленый)
3) ВКУС. Чувство, понимание изящного, красивого. Тонкий в. Одеваться со вкусом.
4) ЧИСЛО. кого-чего. Количество считаемого, поддающегося учету. Ч. собравшихся. Значительное ч. ошибок.
5) ДОСТАВЛЯТЬ. что. Обеспечить, предоставить, причинить (то, что названо существительным). Д. удовольствие, неприятность. Д. много хлопот.
(Задание составлено на основе Досрочного ЕГЭ 2023)
Решение:
1) АНСАМБЛЬ. Исполнительский коллектив (певцов, музыкантов), а также состав исполнителей. А. песни и пляски. — не подходит (в определении говорится о группе людей, занятых творчеством, в тексте же речь о единстве архитектурной композиции; подходит значение «согласованность, стройность частей единого целого, а также само такое целое»)
2) ПРОСТОЙ. полн. ф. Не лучшего качества. П. помол. П. холст (небеленый) — не подходит (в определении речь о том, что не соответствует каким-то требованиям, в тексте же говорится о том, что легко постичь; подходит значение «не сложный, не трудный, легкодоступный пониманию, осуществлению»)
3) ВКУС. Чувство, понимание изящного, красивого. Тонкий в. Одеваться со вкусом. — подходит (пример из текста («…вкус – это прежде всего чувство меры») и примеры из определения схожи; речь действительно о возможности постичь прекрасное)
4) ЧИСЛО. кого-чего. Количество считаемого, поддающегося учету. Ч. собравшихся. Значительное ч. ошибок. — подходит (пример из текста («…небольшого числа украшений…») и примеры из определения схожи; речь действительно о количестве чего-либо)
5) ДОСТАВЛЯТЬ. что. Обеспечить, предоставить, причинить (то, что названо существительным). Д. удовольствие, неприятность. Д. много хлопот. — подходит (пример из текста («…доставляет истинное наслаждение…») и примеры из определения схожи; речь действительно о получении положительных эмоций)