Критерий №3 нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Основные варианты композиции итогового сочинения
Вариант 1. Классическая композиция.
(хорошо сочетает метапредметность и текстоцентричность, используется в большинстве работ)
Вступление – несколько обобщающих фраз по теме сочинения на основе ключевого слова; вопрос, цитата, апелляцию к своему эмоциональному восприятию или личному опыту, актуализирующие ракурс, заданный темой; прямое указание на актуальность, значимость темы
Основная часть – размышление по сути темы с опорой на литературный аргумент
Заключение – обычно немногословный общий вывод, содержательный итог, по смыслу перекликающийся с темой сочинения и вступлением
Вариант 2. «Текстоцентричная» композиция.
(представлена в работах мотивированных экзаменуемых предполагает опору на два литературных источника и более)
Вступление традиционное
Основная часть: в центре внимания оказываются тексты не менее двух (лучше трех и более) литературных произведений, на примере которых рассматриваются разные грани проблемы.
Заключение – развернутое обобщение, подводящее итог многоаспектного рассмотрения проблемы. Может быть более объемным, чем в первом варианте. Является самым трудным элементом данной композиции, так как требует полноты охвата и глубины обобщения материала, адекватных содержанию основной части
Вариант 3. «Центростремительная» композиция
(в ее основе – пошаговое приближение к ответу на вопрос темы)
(чаще встречается в работах выпускников со средних уровнем подготовки, не склонных к строгому логическому мышлению)
- Вступление – отправная точка рассуждения, в нем воспроизводится констатирующую часть темы
и в общем виде намечается главная мысль сочинения, ответ на вопрос темы - Основная часть – постепенное «сужение кругов» вокруг главного тезиса или ключевого понятия,
приводящее к формулированию ответа и сопровождающееся литературными примерами - Заключение – обобщение, перекликающееся по смыслу со вступлением и основной частью
Пример основной части сочинения на тему: «Что дом может рассказать о своем хозяине?»
«Дом у каждого свой и всегда по-своему уникален. Если речь идет о родительском доме, то по нему можно предположить, каким станет человек. Если это свой собственный дом, то он является отражением личности хозяина и тоже многое может о нем рассказать.
Родительский дом связан с укладом семьи, ценностями, традициями. Знание о них помогает понять характер человека и его взгляды на жизнь. Обломовка сформировала характер и взгляд на жизнь Обломова. Прочитав сон героя, мы начинаем понимать истоки его характера. Бывает, что человека можно лучше понять даже по дому, с которым он не слишком тесно связан и в котором не жил долго. Таков, например, дом Онегина в деревне, посещая который, Татьяна тем не менее начинает лучше понимать героя.
Собственный дом обязательно многое расскажет о хозяине. Человек окрашивает дом своей личностью, потому что хочет, чтобы дома ему было хорошо. Собакевич выстроил и обставил свой дом, пренебрегая красотой, но стремясь во всем добиться прочности. Это отражает его грубый, прямой характер»