Сатира на чиновничество в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Н. В. Гоголь всегда считал литературу социально-преобразующей, просветительской силой. Именно поэтому в поэме «Мертвые души» он стремится продолжить пушкинские традиции сатирического обличения в романе «Евгений Онегин». Особое место в произведении занимает обличение пороков чиновничества. Можно отметить, что Гоголь достигает новых вершин в развитии этой темы. Если сравнить чиновничество в «Ревизоре» и «Мертвых душах», то становится ясным, что автор создал уже не только отдельные образы-символы, но великолепный собирательный образ бюрократии губернского города NN. Комизм, юмор «Ревизора» перерастает в иронию и сарказм в поэме. Изображению мира чиновников посвящена частично первая глава, в которой Чичиков, приехав в город, начинает налаживать нужные связи. Павел Иванович «отправился делать визиты всем городским сановникам». Автор дает краткое, но емкое и яркое описание каждого из этих «отцов города», например губернатор «имел на шее Анну,… впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю».
Гораздо более подробно чиновники описаны в главах 7-10. В этом мире бюрократии царят две силы: взяточничество и казнокрадство. Главный герой поэмы возвращается в город и решает оформить в палате совершение купчей. Это позволяет Гоголю дать широкую картину нравов чиновников. При этом он пользуется излюбленными приемами иронии, гиперболы и алогизма. В «присутственных местах», куда вошли Чичиков и Манилов, «шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями». Попытавшись выяснить, где можно совершить купчую, Павел Иванович сразу же сталкивается с типичной для такого рода мест волокитой. Найдя, в конце концов, крепостную экспедицию, Чичиков знакомится с чиновником, если так можно выразиться, средней руки. Автор так описывает Ивана Антоновича Кувшинное Рыло: «…это был уже человек благоразумных лет, не то что молодой болтун и вертопляс».
Как мне кажется, интересно сопоставить, как чиновники дают взятку в комедии «Ревизор» лицу вышестоящему и как Чичиков дает взятку чиновнику, хотя и ниже его по чину и положению, но от которого в определенной степени зависит решение дела. Хлестаков берет деньги легко, говоря, что берет их Бзаймы, постепенно увеличивая называемые суммы, Иван Антонович, прозрачно намекнув, что хотя проситель и знаком с председателем палаты Иваном Григорьевичем, но тот «не один; бывают и другие». Получив от Чичикова так называемого «барашка в бумажке», делает вид, что бумажку «не заметил и накрыл тотчас ее книгою». Всё происходит весьма обыденно, привычно, по неким уже сложившимся правилам. Сарказм автора, по нашему мнению, проявляется и в том, что председатель палаты прекрасно обо всём осведомлен. Отдав приказания и уладив дела Чичикова, он даже с гордостью говорит: «Все будет сделано, а чиновным вы никому не давайте ничего, об этом я вас прошу. Мои приятели не должны платить».
Столь же колоритен и .«чудотворец»-полицмейстер. Его описание — одно из самых ярких в поэме. При этом можно отметить, что этот образ напоминает одновременно и городничего, и полицмейстера из «Ревизора». Н. В. Гоголь пишет, что «полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель е городе. Он был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался как в собственную кладовую». Всего в нескольких фразах автору удалось мастерски воспроизвести всю картину жизни в этом губернском городе. Кажется что можно поверить Собакевичу, который характеризует чиновников так: «Это все мошенники: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». В целом же эта социальная группа предстает, несмотря на отдельные яркие персонажи, как некий безликий монолит, весьма успешно расправляющийся с чужими.
Гоголь выделяет у каждого из чиновников некую черту, позволяющую запомнить этот образ (например, прокурор, который подмигивает глазом, о котором больше, кажется, и сказать-то нечего). Все персонажи представляют собой, можно сказать, части единой бюрократической машины. Они превращают службу а средство получения незаконных доходов, а часто и в досуг, ведут жизнь праздную, практически лишенную каких-либо духовных запросов длинные вечера заполняются преимущественно карточной игрой. Опять-таки вспоминается городничий Сквозник-Дмухановский, который говорил, что в карты он не играет, так как для него важнее дела государственные. Все притязания чиновников на просвещенность Н. В. Гоголь развенчивает всего одной фразой: «Прочие тоже были, более или менее, люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». Хотя миру бюрократии и уделяется места меньше, чем изображению помещиков, но автор создал картину яркую и многогранную.
Вероятно, отнюдь не случайно одним из последних эпизодов в поэме «Мертвые души» является сцена похорон прокурора, который «пришел домой, стал думать, думать… и ни с того, ни с другого умер». Какого поистине убийственного сарказма полны строки автора о том, что «тогда только с соболезнованием узнали, что у покойника была, точно, душа, хотя он по скромности своей никогда ее не показывал».
Н. В. Гоголь в обличении пороков чиновничества достиг высот типизации, которых никто из его предшественников не достигал. Продолжателем гоголевской традиции в раскрытии этой темы стал в дальнейшем М. Е. Салтыков-Щедрин.