Языкознание – это наука о русском языке, которая описывает законы правильного построения речи. Основными её понятиями являются предложение и текст.
Текст – это предложения, расположенные в определенной последовательности и связанные между собой по смыслу.
Типы речи
1. Повествование Что произошло?
Обычно в тексте говорится о действиях и событиях из жизни людей, природы. События происходят в движении, последовательно, одно за другим.
Пример:
После прилета скворца бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни.
(по И. Соколову-Микитову)
2. Рассуждение Почему событие произошло?
В тексте излагаются причины явления, события. Все предложения связаны причинно- следственными связями. Обязательно присутствуют: 1) тезис (утверждение, которое нужно доказать), 2) доказательство этого тезиса, 3) вывод, заключение.
Пример:
Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, служит проводником к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, она делает вас мудрыми.
(Д. Лихачев)
3. Описание Какое событие произошло?
В тексте изображаются предметы, люди, природа. Все действия происходят одновременно. Много прилагательных и причастий, изобразительные средства (метафоры, олицетворения и т.д.).
Пример:
Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то далеко – кажется, за краем земли – хрипло кричит старый петух в избе на рассвет. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет.
(К. Паустовский)
2. Стили речи и их характеристика.
Стиль речи – это исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.
Характеристика стилей речи
1. Стиль художественной литературы.
Это стиль художественных произведений: рассказов, повестей, романов, пьес, стихотворений и т.д. В нем можно встретить особенности разных стилей. Основная функция – воздействовать на читателя, а также информировать его о чем-то. Через язык художественного произведения передается чувство прекрасного. Стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используются изобразительные средства (метафоры, олицетворения и т.д.).
2. Разговорный стиль.
Основная функция – общение, диалог. Этот стиль используется в неофициальной обстановке (дружеская беседа) в устной и письменной речи. Стиль отличается эмоциональностью. В основном используются общеупотребительные слова, могут быть просторечные выражения (столовка, стока, как в воду канул). Преобладают короткие, простые, неполные предложения: Подай книгу – на столе лежит. Имена часто сокращают: Соня, Маша, Саша, Даша.
3. Научный стиль.
Этот стиль применяется для общения в научной сфере в научных статьях, учебниках, энциклопедиях, докладах. Основная функция – точная передача и доказательное изложение научной информации. Для этого стиля характерны логичность и точность. Используются термины (атом, сопротивляемость материалов), глаголы типа предлагаем, отметим, заметьте и т.д., цепочки слов (изучение специфики единиц физически твердого тела). Для связи предложений служат вводные слова: во-первых, таким образом.
4. Публицистический стиль.
Назначение этого стиля – воздействовать на людей, сообщать информацию, формировать их общественное мнение. Используется журналистами в газетах, журналах, на телевидении. Особенности: отражает актуальные проблемы и вопросы, есть вопросительные и восклицательные предложения, слова – обращения (уважаемые слушатели), прямая речь, цитаты. Используются изобразительные средства (метафоры, олицетворения и т.д.), речевые штампы (важный шаг, достойный вклад).
5. Официально – деловой стиль.
Это стиль, используемый для написания служебных документов, деловых бумаг: заявлений, протоколов, законов, инструкций. Характерны использование штампов (довожу до вашего сведения, согласно приказу), сложных словесных конструкций, отсутствие эмоциональности. В этом стиле не должно быть диалектизмов и просторечий, изобразительных средств. Повторы слов являются нормой. Тексты имеют строгую структуру, поэтому важно знать форму написания заявлений, ходатайств.
Стилистические нормы
1. Слова, уместные в одной речевой ситуации, бывают неуместны в другой. Следует избегать неоправданного употребления слов иной стилевой окраски: просторечных выражений и диалектных слов (В своё сочинении мне охота написать о любимом герое), штампов (Ввиду отсутствия красной розы жизнь моя будет разбита).
2. Смешение лексики разных исторических эпох приводит к стилистической ошибке: Печорин получил путёвку на Кавказ. Следует употреблять: Печорин получил назначение на Кавказ.
3. Не всякий обратный порядок слов украшает письменную речь и может привести к ошибкам: Савельич просил прощения за Гринёва на коленях у Пугачёва. Пугачёв пожаловал Гринёву шубу и лошадь со своего плеча. Следует употреблять: Савельич на коленях просил у Пугачёва прощения за Гринёва. Пугачёв пожаловал Гринёву шубу со своего плеча и лошадь.
4. Повторы слов в пределах одного предложения и абзаца: На Данко смотрело множество глаз, и Данко поднял над собой сердце. Данко пошёл впереди всех.
Антитеза – это противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа.
Пример:
Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь.
Оксюморон — это соединение двух противоречащих друг другу понятий.
Пример:
пышное увяданье, убогая роскошь наряда, горькая радость, звонкая тишина.
Метафора – это перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства.
Примеры:
запах очага и дыма, звуки прежних клавесинов. В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря.
Олицетворение – это перенос свойств, качеств человека на явления природы (растений, животных, стихийные явления).
Пример:
Ветер со стоном метался по безлюдному острову. Его печальный голос тоскливо звучал над тихим лесом.
Эпитет – это яркое, красочное определение, чаще всего выражено прилагательным, причастием.
Пример:
красивейшие места, темные тучи, нежный аромат.
Парафра΄з – это выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова.
Пример:
пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора).
Парафра΄за – это замена наименования лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
Пример:
царь зверей (лев), Туманный Альбион (Англия).
Сравнение – это уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.
Сравнение может быть выражено:
— формой сравн. ст. прилагательного или наречия: более красивый, дальше;
— сравнительным оборотом с союзами как, словно, будто, точно, как будто: Облака плыли по небу, как чудесные корабли; — при помощи слов подобный, похожий: Я не знаю города, подобного нашему по разнообразию архитектурных памятников;
— фразеологизмом: как в воду канул, как с гуся вода; — СПП с придаточным сравнения (союзы как, как будто, будто, точно, словно): Летний воздух был настолько жарким и душным, как будто он прошел через гигантские трубы отопления.
Метонимия – это перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности (одни предметы ассоциируются с другими, похожими на них). Метонимия делает мысль более яркой и выразительной. Примеры:
Да что на серебре, на золоте едал!
Ругал Гомера, Феокрита,
Зато читал Адама Смита
Янтарь на трубах Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале.
Ирония – выражение насмешки или лукавства посредством иносказания, когда слово приобретает противоположный смысл.
Пример:
Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
Аллего΄рия — это иносказание, художественное изображение какого-то предмета, черт характера человека через животных, растений, мифологических персонажей. Используется в притчах, баснях, сказках. Примеры:
правосудие — Фемида, изображение хитрости в образе лисы, силы и власти – в образе льва.
Инверсия – изменение обычного (прямого) порядка слов в предложении с целью придания особого смысла слову или предложению.
Риторическое восклицание – это художественный приём, с помощью которого автор текста передаёт различные эмоции: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. При чтении его выделяют восклицательной интонацией.
Пример: Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!
Риторический вопрос – это вопрос, который ставится автором не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению.
Примеры:
Знаете ли вы украинскую ночь? Где мне взять силы, чтобы вернуть утраченный покой?
Риторическое обращение – это обращение автора текста не к конкретному адресату, а для усиления выразительности речи.
Пример:
Родная земля! Прости и прими нас, твоих блудных сыновей!
Гипербола (от греческого «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») — сильное преувеличения с целью усиления выразительности сказанной мысли.
Пример: я говорил это тысячу раз, нам еды на полгода хватит, тараканище.
Литота — намеренное преуменьшение автором текста предмета или явления.
Пример:
мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.
Автор: Куприенко В.В.
Книга «Пиши правильно»