Как писать сочинение ОГЭ 15.3?
У вас есть выбор писать сочинение:
- 15.1 на лингвистическую тему
- 15.2 по цитате из текста, который вам будет дан
- 15.3, где нужно раскрыть понятие
Оглавление:
Рассмотрим подробно задание 15.3, так как ученики наиболее часто выбирают именно его. Итак, вам даётся слово, причём это понятие чаще всего черта характера(положительная или отрицательная) либо какое-то духовное, моральное понятие, которое вам необходимо раскрыть, привести примеры для того, чтобы подтвердить свою точку зрения.
Эти понятия бывают связаны с темами дружбы, добра, зла, человечностью, что такое любовь, что такое предательство и т.д. То есть вам может попасться любое морально-духовное, этическое понятие. Вам необходимо сформулировать определение этого понятия, вывести свой тезис и доказать его двумя примерами. Один пример должен быть из текста, который вы прочитаете, второй пример должен быть из жизни, а также необходимо будет написать вывод.
Можно сказать, что все эти критерии достаточно легкие, если сравнивать с критериями ЕГЭ и итогового сочинения, поэтому подготовиться к нему не составляет большого труда.
Структура сочинения
Во первых, необходимо знать структуру сочинения. Давайте подробнее рассмотрим данный аспект. В этом сочинении у вас должно быть три или четыре абзаца. Однако лучше, чтобы у вас в сочинении было четыре абзаца, так вы ничего не забудете. Все четыре части у вас будут. Наглядная демонстрация структуры в четыре абзаца (каждый пункт соответствует одному абзацу):
- Вступление.
- Пример из текста.
- Пример из жизни.
- Заключение.
Если же вы привыкли писать сочинение в три абзаца, то необходимо оба примера вместить в один абзац. Но, как было сказано ранее — наиболее эффективен вариант в четыре абзаца. Теперь давайте подробнее рассмотрим то, что вы должны написать на каждом абзаце. Берем модель четырех абзацев.
1 абзац. Вступление.
Что такое вступление? Это вводная часть вашего сочинения. Лучше всего начинать её с определения. То есть вы сразу даёте определение тому понятию про которое у вас спрашивается. Допустим про «Человечность». Вы должны попытаться самостоятельно вывести это определение. Например: «Человечность — это такое качество…» и т.д.
Желательно все эти определения выучить, потому что на самом ОГЭ вам скорее всего попадется какое-либо из этих понятий, которые вы уже писали.
Самая большая ошибка, которую допускают ученики в определении, это ошибка это когда вы пишут например так: Человечность — это когда … Такую конструкцию использовать нельзя категорически! Если вы хотите узнать как строится определение, то посмотрите любое определение в интернете или в словаре. В определении нельзя использовать слово «когда». Это грубая грамматическая и речевая ошибка. Ни в коем случае не используйте её.
После того, как выдаёте определение( первое предложение ), во ( втором ) предложении надо более узко написать о данном качестве. То есть в данном случае вы можете сказать: «Человек, обладающий данным качеством» или «Человек, обладающий такой чертой характера» или «Такой негативной чертой характера» совершает те или иные поступки, то есть теперь вы от определения переходите к более частному случаю, то есть говорите, что человек, который обладает таким качеством совершает то-то и то-то. Это у вас будет второе предложение, которое будет как-бы дополнять определение, чтобы у вас вводная часть состояла из какого-то тезиса, который дальше вы будете доказывать.
( Третьим ) предложением рекомендуется писать фразу-клише. Вы можете выбрать любую. На нашем сайте будут размещены страницы, где будут собраны некоторые речевые клише и вы сможете посмотреть какие фразы используются. На наш взгляд, наиболее эффективная фраза «Докажу справедливость своих слов конкретными примерами» либо «Докажу справедливость своих слов на примере из текста и из жизни». То есть в данном случае третье предложение является связкой, которая используется между первым абзацем и вторым абзацем.
2 абзац. Пример из текста.
После того, как вы написали три предложения в первом абзаце вы пишете второй абзац. Второй абзац — это пример из прочитанного текста.
Естественно, для того, чтобы начать этот абзац вы должны вставить какую-то вводную конструкцию, например: «В прочитанном фрагменте текста известного публициста(ФИО автора) говорится о том». В конце текста обязательно даётся информация про автора.
То есть здесь вы описываете какой-то эпизод , который подтверждает ваше понятие.
Для примера, если дано понятие «человечность», то мы ищем те предложения в которых проявляется эта человечность. То есть именно кульминацию человечности. Эта конструкция также помогает набрать необходимое количество слов.
Далее, для того, чтобы этот пример считался аргументом вы должны написать еще хотя бы одно предложение, которое выразит ваше мнение, которое закрепит ваш пример и на котором вы аргументируете почему именно эти предложения вы выбрали, то есть вы приводите несколько предложений(вы можете указать номера этих предложений).
Это делается для того, чтобы еще раз подчеркнуть, что вы не пересказали весь текст, а взяли только определенный фрагмент. Вы можете в скобках указать номера предложений, можете вплести их в само предложение, то есть «в предложениях с .. по .. мы видим как автор приводит пример человечности. Он заключается в том, что ….»
Дальше описываете, и заключительным предложением еще раз говорите, что в данном случае человечность проявил … персонаж, потому, что …
Запомните, что пример состоит из кусочка текста, которую вы описываете своими словами и одного вашего предложения, где вы доказываете почему именно этот кусок вы выбрали.
3 абзац. Пример «из жизни».
Второй пример идет из жизни, где вы можете придумать любую ситуацию, не обязательно вспоминать какую-то ситуацию.
Если вы не можете вспомнить какую-то ситуацию, вы можете её придумать. Вы придумываете ситуацию, так же её описываете и одним предложением пишете почему именно эта ситуация, то есть где в этой ситуации пример человечности.
Для того, чтобы вам зачли этот аргумент у вас должен быть пример из жизни + ваш вывод одним предложением в чем же заключается это понятие, которое вы раскрываете в этом примере.
4 абзац. Заключение.
Вывод. В выводе вы обязательно должны использовать вводное слово, для того, чтобы привязать этот вывод ко всем остальным абзацам, чтобы логика была не нарушена. Например такие вводные слова как:
Таким образом,…
Следовательно,…
В заключение, можно сделать вывод,… и т.д.
После вводного слово надо написать общий вывод по всем абзацам, то есть фактически вы должны переформулировать свое вступление и написать другими словами.
После того, как вы напишите все эти абзацы — обязательно проверьте свое сочинение на грамотность, т.к. критерий грамотности для вас очень важен.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
А если привести пример из прочитанного произведения?
Если это пример из художественной литературы это большой плюс. То есть вы можете его написать за место дизненного примера.
Марина пишите грамотно , пожалуйста !
Но вы ведь сами допустили ошибку, верно?
У вас пропущена запятая после обращения. Прежде чем кого упрекать, сами научитесь писать грамотно.
Спасибо!Вам за подробную инструкцию по написанию сочинения.Мне очень помог ваш сайт.
Пожалуйста, мы очень рады, что смогли Вам помочь!)
А почему сами допускаете ошибки? …если «напишите» весь тест… Н.А.
В статье очень много ошибок разного рода. Что же так небрежно?
хых
Да что же как безграмотно??? Возмутительно! И Вы еще даете рекомендации ученикам! Запятых почти нет, «во-первых» почему-то пишЕте раздельно и т.д. и т.п.!
Диванный критик
Можно ли просто выучить сочинения на 15.3. из Интернета и на экзамене его написать?
Здравствуйте Рита, можно, конечно, но есть риск забыть это все в самый неподходящий момент. Лучше всего выучить структуру сочинения, почитать литературу и написать самой, тогда проблем не возникнет.
дурачки
То есть, как я поняла, определения из интернате заучивать нельзя, а только формулировать самим, иначе вам не засчитают баллы?
спасибо
Мне ваш сайт очень помог?
Спасибо