511 просмотра(ов)
Сочинение на тему «Образ Печорина»

Вариант №1

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» наделал много шума в дворянском обществе. Это произведение не воспринималось однозначно ни во времена автора, ни в наше время. Несмотря на то, что основной задачей при написании романа Лермонтов считал создание образа современного ему молодого человека, многие проблемы, затронутые в произведении, до сих пор волнуют общество. К таким «вечным» проблемам относится и проблема судьбы. Неудивительно, что автор пытается выразить своё отношение к этой проблеме с точки зрения главного героя — Печорина. Как же Печорин относится к проблеме судьбы?

Образ Печорина раскрыт Лермонтовым в резком противоборстве страстей. Недаром герой романа говорит о себе, что в нём живут два человека: при всей своей холодной насмешливости в отношении к окружающему миру, он способен восхищаться природой и глубоко любить искусство. Человек глубокого ума и большой воли, Печорин сам ощущает свои способности. В откровенной беседе с самим собой, на страницах дневника, он признаётся в том, что чувствует в своей душе «необъятные силы», и догадывается о том, что ему было «назначение высокое», но он не знает, зачем он жил и для какой цели родился. Осознание потерянных возможностей, неспособность их реализовать, желание определить своё предназначение преследуют его. Печорин готов причислить себя к тем людям, которые целый век остаются титулярными советниками, а между тем ему известно, что гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума, ибо вынужденное «скромное поведение» доводит до «апоплексического удара». Складывается впечатление, что главный герой примирился с судьбой. Так ли это на самом деле? Да, Печорин ощущает себя «прикованным к чиновничьему столу», и в этом основная причина его усталости от жизни. Но действительно ли он покорился своей судьбе? Нет, он мечтает о подвигах, вспоминая Александра Великого и Байрона, именно поэтому он постоянно путешествует, пытаясь «развеять скуку», а если выражаться точнее – пытаясь избежать судьбы своего поколения. Именно поэтому он боится быть «привязанным» к одному месту, а чтобы испытать свою судьбу – постоянно подвергает себя опасности. Это мы можем наблюдать и в «Бэле», и в «Тамани», когда он решает ради любопытства понаблюдать за контрабандистами. Печорин постоянно рискует, понимая, что его предназначение — иное, но пока он не постигнет смысла жизни, ему не страшно ничего. Опасность – лишь способ «пощекотать нервы», развлечь себя.

Особенно же полно тема судьбы раскрывается в главе «Фаталист». В ней говорится о том, что Печорин заключил пари с поручиком Вуличем. Он своеобразно разрешил спор о судьбе человека: если жизнь каждого из людей предопределена, то всякого рода «незапланированные» обстоятельства не смогут её изменить. Действительно, когда Вулич стрелял, произошла осечка, но Печорин уже прочитал «печать смерти не бледном лице его» и понял, что Вулич «должен» умереть. Смерть действительно нашла поручика, но в другом месте: на пути домой его убил пьяный разбуянившийся казак. Печорин шел по этой же дороге, и он мог оказаться на месте Вулича! Значит — не судьба? Значит — ещё не пришло его время, не пробил его час?..

Судьба… Печорину следовало бы задуматься насчёт «странного предопределения», которое спасло Вулича «от неминуемой смерти за полчаса до смерти». Но Печорин не любил «вопросы метафизики», и решил испытать судьбу вторично: он решил в одиночку обезвредить того самого казака, который убил Вулича. Смерть снова не забрала Печорина: казак успевает выстрелить, но «пуля сорвала лишь эполет».

После этого, казалось, почему бы не смириться с тем, что у тебя «на роду написано»? Но Печорин не таков. «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера,» — говорит он. Человек, по его мнению, идет вперед смелее, когда не знает, что его ожидает. Это свидетельствует о том, что Печорин верит в судьбу, но не хочет ей покоряться. Бездействие – проклятье его поколения. «Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!» — признается Печорин. И если всё равно её «не минуешь», почему бы не извлечь из своей жизни как можно больше интересного? Когда понимаешь, что «итог один», зачем нужно покоряться ещё и судьбе? Именно поэтому все отношения Печорина с людьми являются своеобразными психологическими экспериментами, которые интересны герою своей сложностью и на время развлекают его.

Что же для Печорина «судьба», как он понимал это слово? Это нечто неотвратимое, не нами предначертанное, но человек должен быть деятелен, горд, силён, смел в борьбе и опасности, неподвластен и непокорен обстоятельствам. Это позиция вызова, непримиримости и отрицания, выражается она и во всех поступках Печорина.

Источник: bolshoyvopros.ru

Образ Печорина — пример отличного сочинения

Вариант №2

В романе Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» автор выявляет иронию вокруг различных персонажей, в центре которых находится Печорин. Изображение Печорина рассматривается в книге как образцовый байронический антигерой, а Лермонтов описывает его как типичного человека своего времени. Автор создает героя одновременно и циничного, и умного, честного, но жестокого, не живого в абсолютном смысле этого мира, но и еще не мертвого, по крайней мере, не физически. Иными словами, Печорин — сложный персонаж, полный противоречий. Однако именно в этих противоречиях он предстает как человек, жизнь которого есть борьба за смысл. Печорин очень экзистенциальный персонаж. Он понимает свою жизнь как бессмысленное событие.

В одном из этапов книги Печорин ясно заявляет, что не знает, для чего живет, и это ощущение бессмысленности является источником его внутренней личностной меланхолии. Печорин с самого начала обречен на гибель, потому что, живя жизнью чувственных наслаждений и циничной саморефлексии, никогда в действительности не испытывая чувства реального единения с кем-либо и не зная своего истинного предназначения, как бы он ни был умен и интеллигентен, жизнь Печорина направлена на смерть с максимально возможной скоростью. В одном особенно интересном отрывке он говорит о себе так: «Что с того? Если я умру, я умру. Это не будет большой потерей для мира, а мне совершенно наскучила жизнь. Я подобен человеку, зевающему на балу; домой спать не идет только потому, что его карета еще не приехала». Эта фраза Печорина показывает две критические стороны его сложного характера. Во-первых, он приходит к такому моменту в своей жизни, когда считает смерть единственным своим решением жизненных проблем, и это отчаяние только еще больше убивает его внутренний свет настоящей человечности, чуткой любви и духовной силы души. Во-вторых, говорится о том, что Печорин ошибочно воспринимал жизнь как развлечение и увлекательное мероприятие, сравнивая ее с балом.

Такое отношение к жизни является причиной того, что большую часть своей жизни он прожил неправильно, став безразличным к лучшему, что может дать жизнь, и никогда толком ничего не сможет дать взамен. Сам Печорин изнурял свою жизнь, проводя ее в бессмысленной погоне за наслаждением и чувственным удовлетворением. Для него женщины были развлечением, так как вся жизнь относилась к ним без настоящего уважения. Во-первых, он приходит к такому моменту в своей жизни, когда считает смерть единственным своим решением жизненных проблем, и это отчаяние только еще больше убивает его внутренний свет настоящей человечности, чуткой любви и духовной силы души. Во-вторых, говорится о том, что Печорин ошибочно воспринимал жизнь как развлечение и увлекательное мероприятие, сравнивая ее с балом. Такое отношение к жизни является причиной того, что большую часть своей жизни он прожил неправильно, став безразличным к лучшему, что может дать жизнь, и никогда толком ничего не сможет дать взамен. Сам Печорин изнурял свою жизнь, проводя ее в бессмысленной погоне за наслаждением и чувственным удовлетворением.

Печорин хотел быть понятым людьми и хотел постичь самое проблемное, сложное и важное в жизни любого человека — цель существования. Не найдя ее и долго идя по ложному пути, Печорин чувствовал себя потерянным и хотел бросить все напрочь. Именно на это обречены многие трагические, романтические и экзистенциальные персонажи, поскольку они в одиночку пытаются сделать то, о чем большинство людей никогда толком и не думало, но именно с людьми (и характерами) как таковыми другие могут попытаться лучше понять жизнь. и дать ему больше кредита. Без всякого сомнения, Печорин предстает как один из самых трагических, глубоких и последовательных романтических персонажей литературы XIX века.

Оцените
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
2

Сочинение на тему «Образ Печорина»

Добавить комментарий

Обязательные поля помечены *. Ваш email адрес не будет опубликован.