С приближением времени выпускных экзаменов ежегодно активизируются дебаты об отмене Единого Государственного Экзамена, и этот год не стал исключением. Ученики 11 класса интересуются, будет ли ЕГЭ отменен в 2026 году, а также существует ли возможность альтернативных форм вступительных испытаний для них. Постараемся глубже исследовать эту тему и найти ответы на волнующие вопросы как самих школьников, так и их родителей.
Важно понять, как эти изменения могут повлиять на подготовку к экзаменам и на будущее выпускников. Кроме того, стоит обсудить, какие виды вступительных экзаменов могут быть предложены в случае отмены ЕГЭ. Тайна остается, и нам необходимо рассмотреть все аспекты, чтобы разобраться в данной ситуации и предоставить актуальную информацию, которая поможет лучше ориентироваться в предстоящих изменениях и принять обоснованные решения.
Что не так с ЕГЭ?
Тематика отмены ЕГЭ появилась не в 2026 году, а значительно раньше — практически сразу после внедрения новой модели Итоговой Государственной Аттестации в начале 2000-х годов.
При создании формата ЕГЭ, Рособрнадзор, Министерство образования и ФИПИ ставили перед собой значимые задачи:
- искоренение коррупции при распределении бюджетных мест в ВУЗах России;
- разработку единых стандартов образования, на основании которых можно будет оценить результат обучения выпускников;
- предоставление равных шансов на борьбу за бюджетные места для 11-классников из разных регионов России.
Почему же все ученики так жаждут отмены Единого Государственного Экзамена? Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте рассмотрим взгляды старшеклассников, которым предстоит готовиться к ГИА, а также недавних выпускников, которые уже успели оценить эффективность существующей системы поступления в высшие учебные заведения.
Для многих учащихся ЕГЭ стал источником стресса и неопределенности, так как результаты этого экзамена оказывают значительное влияние на будущее. Старшеклассники часто выражают недовольство форматом экзамена, который, как им кажется, не отражает их реальные знания и способности. Выпускники же, в свою очередь, отмечают, что система принятия решений на базе результатов ЕГЭ не всегда объективна. Они подчеркивают, что существует множество факторов, важных для оценки кандидатов, которые не учитываются при оценке по экзамену. Таким образом, недовольство по поводу ЕГЭ накапливается, и надежда на его отмену растет.
- Экзамен стал поистине трудным, и добиться высокого результата на ЕГЭ без дополнительной подготовки (полагаясь только на школьные знания) практически невозможно.
- Постоянные изменения в структуре и содержании контрольных измерительных материалов (КИМ) затрудняют эффективное обучение.
- Большая нагрузка на учеников в 11 классе не позволяет уделить достаточно времени экзаменационным подготовкам.
- Идея о равных возможностях для всех регионов – это всего лишь иллюзия, так как сельские школы по-прежнему сталкиваются с нехваткой ресурсов, а квалификация учителей зачастую оставляет желать лучшего.
- Если сопоставить шансы детей из крупных городов, таких как Москва или Санкт-Петербург, с учениками из небольших поселков, вроде тех, что находятся в Оренбургской области, становится очевидно, что преимущество всегда будет у тех детей, чьи родители имеют средства для найма дорогих репетиторов.
Законопроект от ЛДПР
Летом 2024 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, предусматривающий временную отмену ЕГЭ в регионах страны. Период отмены должен был продлиться до 2026 года. Инициаторами законопроекта выступила фракция ЛДПР.
Предлагаемые изменения предусматривают:
- Замену ЕГЭ государственными экзаменами в формате ГИА, проводимыми в каждом регионе.
- Передачу полномочий по разработке контрольно-измерительных материалов (КИМ) региональным органам образования. Следовательно, содержание КИМ может варьироваться в разных субъектах РФ.
- Возвращение государственных экзаменов на базе вузов в качестве основного критерия отбора абитуриентов.
Несмотря на предполагаемую отмену ЕГЭ, выпускные и вступительные экзамены останутся обязательными для учащихся 11-х классов. В случае принятия законопроекта школьники будут сдавать обязательные выпускные экзамены по русскому языку и математике. Обсуждается также возможность включения в перечень обязательных предметов истории. Таким образом, полная отмена выпускных или вступительных экзаменов не предусматривается.
Сдача дисциплин, помимо русского языка и математики, будет добровольной. Учащиеся смогут самостоятельно выбирать, проходить ли государственные экзамены по этим предметам (ГИА) или сдавать экзамены, разработанные вузами. Таким образом, выпускники получат большую свободу в определении перечня экзаменов, необходимых для поступления в высшие учебные заведения.