Русский ЕГЭ. Тестовая часть. Задание №1.
Первое задание ЕГЭ по русскому языку направлено на улучшение навыков информационной обработки текста. Таким образом проверяется умение выпускников правильно анализировать текст, выделять основную и скрытую мысль В отличии от других, данное задание не требует специальных знаний. Однако это не значит, что оно легкое и можно с пренебрежением к нему отнестись. Как раз из за этого многие выпускники теряют баллы. Чтобы на экзамене не возникло проблем, необходимо систематически тренироваться на этом задании.
Информационная обработка текста – это определение смысла текста и определение главной информации, которая в ней содержится.
Давайте перейдем непосредственно к самому заданию. Нам даётся текст. Текст может быть на самые различные темы научного стиля. В некоторых текстах могут содержаться точные данные, а в некоторых может быть скрытый, “зашифрованный” смысл. Самое главное – это постараться понять текст, его логическую структуру. Определить связи между предложениями. Далее необходимо постараться своими словами сформулировать основную мысль заданного текста, сравнить с вариантами ответа и выбрать правильный ответ.
Нау́чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать текст, выделить ключевые слова, которые важны для понимания текста. Постараться вспомнить свои знания в области темы, заданной в тексте, это может помочь отфильтровать главную мысль отрывка.
2. Выявить логические связи между предложениями. Определить причинно-следственные отношения между ними.
3. Своими словами напишите главную информацию, опустив второстепенную(уточнение, детали, пояснения).
4. Постарайтесь в одном предложении передать главную информацию, данную в тексте.
5. Сравните свое предложение с вариантами ответов.
6. Выберите правильный ответ.
Давайте рассмотрим пример выполнения данного задания
1) Скорость света – 300 000 километров в секунду, так что, когда сверкает молния, мы видим её практически в тот же самый момент, в который она возникает. 2) Звук распространяется с гораздо меньшей скоростью- 300 метров в секунду. 3) … во время грозы, хотя молния и гром возникают одновременно, мы слышим громовые раскаты после того, как увидим вспышку молнии.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? Запишите номера этих предложений.
1. Когда сверкает молния, мы видим вспышку практически в момент её возникновения, потому что скорость света гораздо меньше скорости звука.
2. Во время грозы мы сначала видим вспышку молнии, так как скорость света составляет 300 000 километров в секунду.
3. Скорость света гораздо меньше скорости звука, поэтому мы вначале видим молнию, а затем слышим раскаты грома.
4. Скорость света состовляет 300 000 километров в секунду, а скороть звука – 300 метров в секунду.
5. Сверкание молнии мы видим раньше, чем слышим раскаты грома, так как свет распространяется гораздо быстрее звука.
в каждом предложении выделяем ключевые слова, важные для понимания основной мысли текста:
1) Скорость света – 300 000 километров в секунду, поэтому мы видим её в тот же самый момент, когда она возникает.
2) Скорость звука гораздо меньше скорости света – 300 метров в секунду.
3) Во время грозы мы слышим громовые раскаты после того, как увидим вспышку молнии.
После этого определяем причинно-следственные отношения между предложениями:
Третье предложение раскрывает смысл первого и второго предложений – мы слышим громовые раскаты после того, как увидим вспышку молнии.
отсекаем второстепенную информацию: пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии.
Скорость света – 300 000 километров в секунду, поэтому мы видим её в тот же самый момент, когда она возникает. Скорость звука гораздо меньше скорости света – 300 метров в секунду. Во время грозы мы слышим громовые раскаты после того, как увидим вспышку молнии.
передаем в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.
Скорость света намного больше скорости звука,поэтому мы слышим громовые раскаты после того, как увидим вспышку молнии.
Ответами к данному заданию будут пункты 3 и 5.