Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 Голосов, в среднем: 5,00 из5)
Загрузка...
1 456 просмотра(ов)

Выбор темы сочинения ОГЭ

Выбор темы сочинения ОГЭ

 

На экзамене вам предлагается три формулировки для написания сочинения-рассуждения. Вы должны выбрать только одну. Какую же выбрать? Каковы ваши действия? Чем руководствоваться при выборе темы?

 

Шаг первый

Внимательно прочитайте каждое задание – 15.1, 15.2, 15.3 – и проанализируйте их. Не спешите сразу писать сочинение на которое вас ориентировали (чаще всего это 15.2 или 15.3). Может так случиться, что ни одно из них вам не подойдёт(например, вы не сможете понять формулировку, или она покажется вам очень трудной – и вы не будете знать, о чём писать.) Давайте прочитаем все формулировки задания 15 и поработаем с ними.

 

15.1.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф. И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».

Аргументируя свой ответ, приведите 2

примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Ф.И. Буслаева.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «– Таланта! — повторил Лёня громче. — Это понимать надо! Это беречь и ценить надо! Ведь правда?»

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3.
15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Шаг второй

Теперь ваша задача – выбрать тему для сочинения. А для этого нужно чётко представлять, что вам нужно будет делать при написании сочинения определённого вида.

Изучите внимательно таблицу, помещенную ниже, которая наглядно демонстрирует сходство и отличия трёх заданий – 15.1,15.2 и 15.3.

Задание 15 Объём сочинения Опора на текст части 2 Аргументация Знание лингвистического материала при аргументации
Задание 15.1 не менее 70 слов есть два аргумента из текста необходимо
Задание 15.2 не менее 70 слов есть два аргумента из текста не нужно
Задание 15.3 не менее 70 слов есть один аргумент из текста, а второй из жизненного опыта или два аргумента из текста не нужно

Сравнение трёх заданий позволяет выделить их общие признаки и отличия.

Все три сочинения по жанру представляют собой сочинение-рассуждение. Следовательно, структура их одинакова.

Все три вида сочинения выполняются на основе большого текста, данного во второй части работы для чтения. Только задание 15.3 требует опоры на текст изложения( в нем, как правило, уже содержится почти готовое определение значения вынесенного в задание слова).



Объём сочинений одинаков – не менее 70 слов. Однако имейте ввиду, что это слишком мало для того, чтобы раскрыть тему. Иногда только одна фраза-цитата содержит 20-40 слов.

В любом сочинении вам необходимо продемонстрировать умение интерпретировать высказывание. Другими словами, вы должны истолковать значение высказывания: своими словами(с привлечением авторской лексики) пояснить , что имел ввиду автор, что он хотел сказать.

Объяснив смысл высказывания, вы должны подтвердить истинность сказанного примерами-аргументами. Оба примера вы ищете в большом тексте, данном для прочтения. И только в задании 15.3 допускается второй аргумент из вашего жизненного опыта(но об этом написано лишь в критериях оценивания)

Итак, внимательно изучив формулировки всех трёх заданий, оцените свои знания и возможности и выберите только одно задание. Какое же? Ответ на этот вопрос зависит от нескольких факторов: во первых, от формулировки задания(какие высказывания в нём даны и как вы их поняли) и, во вторых, от самого текста, по которому вы пишете сочинение.

 

Шаг третий

Прочитайте текст. Сформулируйте для себя общее впечатление, которое он на вас произвёл.

  • О чём этот текст(т.е. какова его тема)
  • Что хотел сказать автор, написав этот текст(какова идея текста?)
  • Что он думает о том, о чём пишет, как относится к этому)?

Проанализируйте систему образов, выведенных автором в тексте:

  • есть ли в нём образы положительные и отрицательные;
  • какие поступки совершают герои;
  • каково отношение автора к героям текста(кому он симпатизирует или, напротив, кого осуждает).
Не забывайте, что иногда автор не выражает своего отношения к героям – не одобряет и не осуждает. Но автор обязательно даст вам понять, на чьей он стороне, надо только внимательно прочитать текст. Часто он выражает свои симпатии и антипатии с помощью поступков героев, их речи. Имея даже такой небольшой жизненный опыт, вы всегда сможете оценить поступки с морально-этической точки зрения.

Шаг четвёртый.

Теперь подумайте, какое задание вы выберите. Выбор будет зависеть, конечно, от того, как вы поняли текст и высказывания в заданиях. Например, если вы выбираете задание 15.1, то вам придется определить, о чём писал автор высказывания, какие языковые явления вы сможете использовать при комментарии фразы и, что самое главное, какие аргументы этих языковых явлений из текста подберёте.

Самые большие трудности при написании сочинения 15.1 связаны с поиском языковых явлений, которые вы должны сначала “увидеть” в цитате, а потом уже найти в тексте в качестве аргументов

Задание 15.2 связано с понимание текста в целом и отдельно взятой фразы из него, вынесенной в задание. Как правило, в высказывании задания сосредоточена основная мысль, идея текста. Часто она является ключевой во всем тексте. Вы опять-таки должны её объяснить, истолковать,дать своё понимание. Здесь очень важна работа с ключевыми(опорными) словами высказывания и всего текста в целом, для того, чтобы установить их взаимосвязь и идею, порой скрытую и не вынесенную автором на поверхность текста.

Трудности при написании сочинения 15.2 связаны с интерпретацией цитаты и поиском в тексте аргументов: что нужно подтверждать примерами? какие положения аргументировать?

Задание 15.3 также связано с пониманием текста для чтения, но здесь понадобится также материал текста для изложения, которое вы будете писать в самом начале экзамена. В сочинении вы, во первых, даёте определение значения предложенного слова( в этом вам и поможет текст изложения) и, во вторых, отвечаете на какой-либо вопрос или пишете сочинение на заданную тему. Но без аргументов вам в этом сочинении тоже не обойтись.

Трудности при написании сочинения 15.3 связаны с определением слова и ответом на заданную тему. А для этого нужно привлекать сам текст, из которого вы и будете брать аргументы.

Итак, подведём итоги.




Вы прочитали текст, осмыслили и поняли его. Вы изучили три формулировки задания для сочинения, взвесили все “за” и “против” в каждой теме выбрали одну. Мы показали, что выбор темы это далеко не быстрый и легкий процесс. Теперь вы знаете, что каждая тема имеет свои плюсы и минусы, знаете, как её выбирать. А для того чтобы хорошо написать любое сочинение нужна подготовка. И чем она планомернее и длительнее, тем лучше вы справитесь с заданием.

Авторы: Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич.

 

Добавить комментарий

Required fields are marked *. Your email address will not be published.