Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 Голосов, в среднем: 5,00 из5)
Загрузка...
543 просмотра(ов)

Собеседование на ОГЭ по русскому языку 2019

Собеседование на ОГЭ по русскому языку 2019

 

С 2018 года в программу ОГЭ была введен совершенно новый компонент аттестации девятиклассников – «Устный экзамен». Несложно догадаться, что собеседование было введено, чтобы при обучении в школе ученики хорошо изучали коммуникативную часть программы. В наше время, «информационный век», когда все люди почти всегда носят с собой различные гаджеты, встала проблема резкого увеличения невербального общения, то есть, без использования слов, речевых и  языковых средств. Молодому поколению не хватает «живого» общения. Новый вид аттестации направлен на решение проблемы отсутствия  устного общения и развитие межличностного общения.

собеседование_огэ_2019

Почему организаторы ОГЭ решили ввести устную часть?

Из-за того, что для подрастающего поколения основным видом досуга являются компьютерные игры, социальные сети, прослушивание музыки (в общем, все, что связано с компьютерами, смартфонами, планшетами), их жизнь разительно отличается от того образа жизни, который вели их родители в таком же возрасте. Во первых, подростки большую часть времени после школы стали проводить дома, следствием чего является то, что им не хватает свежего воздуха(прогулки на свежем воздухе необходимы для крепкого иммунитета). Наконец, в третьих, уменьшилось живое общение со сверстниками.

В итоге, такой образ жизни не мог не повлиять на качество речевого взаимодействия в процессе живой спонтанной речи. Ученики столкнулись я некоторыми проблемами, а именно:

  • сложности с чтением и пересказом текста;
  • трудности со связным выражением своих мыслей;
  • проблемы с построением взаимосвязи в процессе общения.

Кроме этого, в подавляющем большинстве школ обучение нацелено на сдачу письменных экзаменов. Организаторы ОГЭ и ЕГЭ решили сбалансировать знания и навыки учеников.

 

new_pic_child-1240x580

 

На что направлено устное собеседование?

Как уже говорилось выше, основная задача устного собеседования по русскому языку – это усиление коммуникативной направленности в обучении.

В наше время в обществе ставится задача воспитания личности, которая могла бы быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. К таким качествам относится:

  • способность к самостоятельному пополнению знаний;
  • умение выявлять проблемы и находить способы их решения;
  • освоение различных профессий.



Структура собеседования:

Устная часть по русскому языку состоит из четырёх заданий открытого типа с развёрнутым ответом.

 

Таблица

Задание 1 – выразительное чтение вслух текста (научно-публицистического стиля). Время на подготовку – 2 минуты.  Время на выполнение – 2 минуты.

Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительно информации. Время на подготовку – 1 минута. Время на выполнение – 3 минуты.

Задание 3 – монологическое высказывание по тексту. Время на подготовку – 1 минута. Время выполнения – 3 минуты.

Задание 4 – участие в диалоге. Время подготовки отсутствует. Время на выполнение – 3 минуты.

 

Задание №1.
Требует выразительного чтения предложенного текста с соблюдением всех требований. В данной части аттестации оцениваются:

  • Интонация
  • Темп чтения

Согласно критериям, интонация должна соответствовать пунктуационному оформлению текста.

Попробуем понять, что такое интонация и её взаимосвязь с пунктуационным оформлением.

Интонация – (лат. intonō «громко произношу») — совокупность просодических характеристик предложения: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации.

Наиболее часто встречающиеся ошибки, допускаемые аттестуемыми в данном задании:

  • невнимательность к словам, где уже стоят ударения и, как следствие, ошибки в произнесении этих слов;
  • неправильное чтение имен собственных (фамилии героев произведения);
  • искажение слов научной и публицистической лексики;
  • ошибочное склонение числительных.

Задание №2. Пересказ текста в привлечением дополнительной информации.

В данном задании требуется пересказать прочитанный ранее текст и местно использовать в пересказе цитату. Можно использовать любой способ цитирования.

Требования к пересказу:

  • Сохранение всех микротем;

 

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью .

Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему. Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем.

 

  • Соблюдение фактологической точности (если не помните год или название, лучше не включать в свой пересказ информацию, в которой вы не уверены).

 

  • Уместное и логичное цитирование.

 

Цитирование — это прямое использование текста источника в Википедии. При добавлении в текст статьи цитаты в первую очередь следует соблюдать главные требования к цитате: уместность и точность. Цитата обязательно должна быть выделена в тексте статьи и оформлена именно как цитата.

 

Как правильно цитировать?

 

Существует два способа цитирования:

 

  • Прямая речь — высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). В отличие от косвенной речи, сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п. Прямая речь вводится без союзов, личных местоимений, глагольные формы обозначают отношение к лицу говорящего, например: «Ты сказал: „Вернусь поздно“». Для сравнения в косвенной речи: «Ты сказал, что вернёшься поздно». Обычно прямая речь выделяется в тексте кавычками либо дается отдельным абзацем, в начале которого ставится тире.

 

  • Косвенная речь — синтаксический способ введения в свою речь чужой речи с сохранением основного содержания высказывания, представленной как пояснительная придаточная часть сложноподчинённого предложения и находящейся в формальной зависимости от фразы передающего её лица.

 

Задание №3.
Проверяет монологическую речь ученика.

В данном задании предлагаются 3 карточки с заданием. Каждое задание соответствует типу речи:

  • повествование;
  • описание
  • рассуждение.

 

Для того, чтобы хорошо выполнить это задание необходимо:

1) Выполнить коммуникативную задачу, то есть в зависимости от задания описать событие, рассказать о нем или дать ответы на поставленные вопросы. Должно быть не менее 10 предложений.

 

2) Строить свое высказывание согласно типу речи, заявленному в карточке.

Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка) , развитие события, конец события (развязка) . Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

 

Пример повествования:

 

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

 

(Б. Житков)

 

Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д. ; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п. ; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

 

Примеры описания в научном и художественном стиле.

 

  1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

 

  1. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

 

(По В. Солоухину)

 

Примеры задания №3.

Тема 1. Праздник (на основе описания фотографии).

Тема 2. Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).

Тема 3. Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу)

На подготовку даётся 1 минута.

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

При оценке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста: смысловая цельность; членимость; законченность. Эти содержательные характеристики показывают соответствие текста заявленной теме.

 

 

Задание №4.
Участие в диалоге по выбранной в 3 задании теме.

Чтобы хорошо выполнить 4-ое задание необходимо:

  • Выполнить коммуникативную задачу, а именно дать полные ответы на все поставленные вопросы. Если ответы будут односложными ( “да”, “нет”, “не знаю”) задача не будет считаться выполненной.
  • 2) Учитывать условия речевой ситуации.



Подготовка к собеседованию в 9 классе

К этому виду экзамена требуется определённая подготовка. Вот, что вам нужно будет сделать:

  • Зайдите на сайт ФИПИ и скачайте с него демоверсию 2019 года;
  • Познакомьтесь со структурой экзамена и его критериями;
  • Также при подготовке вам могут здорово помочь различные сборники по подготовке к устному экзамену. К примеру, сборник под редакцией разработчика и эксперта ОГЭ и ЕГЭ И.П. Цыбулько.
  • Прорешайте как можно больше вариантов, предлагаемых в свободном доступе в Интернете.

Помните: Терпение и труд – все перетрут! Удачи на экзамене!

Один комментарий
  1. Устная часть-развитие коммуникативных навыков-это все, конечно, хорошо. Но не с того ли конца начато это введение? Может быть, следовало сначала ввести развитие этих навыков в первом классе? В 9-ом, на мой взгляд, это делать уже поздно. Ко мне приходят ученики, которые не то что пересказать текст не могут, они прочитать текст не могут. А если и прочитают, спотыкаясь на каждом шагу, то не понимают, о чем велась речь. И о себе, свою историю рассказать не могут. На вопрос: “А чем ты занят в свободное время? Есть ли у тебя занятие по душе?”, отвечают : “Не знаю, нет ничего”, “В игре посидеть”. Все! Изначально уроки по развитию речи в школе не те и проходят не так. Да, уметь описать картину, наверное, это хорошо. Но уметь разговаривать с людьми на разные темы, без употребления низкой лексики, тоже было бы весьма полезно.

Добавить комментарий

Required fields are marked *. Your email address will not be published.