Вариант №1
Гроза в пьесе Островского — это не просто явление природы. Для Катерины — это прежде всего знак свыше, голос бога, предзнаменование кары за совершенные грехи. Ведь Катерина больше всего в этой пьесе боится не осуждения людей, она боится собственного сердца и того греха, на который ее толкают пробудившиеся в ней чувства.
Катерина — женщина очень мнительная, во всем она пытается увидеть скрытый смысл и все, как ей кажется, предвещает ей беду, печальный конец и смерть. Мне кажется, что Островский назвал свою пьесу «Гроза» именно потому что она символизирует неумолимый рок, нависший над Катериной. А вот как предвестник перемен гроза не очень подходит. Да и не думаю, что со смертью Катерины в Калинове что-то реально изменится. Я по крайней мере узнавала в героях пьесы многих своих знакомых, так что то что было описано Островским существует и сейчас.
Гроза, которую имел в виду Островский, и которая, между прочим, так и не произошла в пьесе — это символ новой жизни, символ перемен. Она должна была смыть всю грязь, всю затхлость устоявшейся веками патриархальной жизни провинциального города. То, что гроза так и не произошла, говорит, по Островскому, о том, что, несмотря на то, что время для перемен пришло, не хватает еще какого-то толчка или стимула.
Город затаился, предчувствуя грозу, но все, что они могут — это пассивно ждать. Вполне возможно, что она и вовсе не разразится, а пройдет мимо или разразится тогда, когда ее будут ждать менее всего.
Вариант №2
Драму «Гроза» Островский написал накануне отмены крепостного права — в 1860 году и многие современники писателя видели в ней своеобразный призыв к свободе, обновлению жизни.
Хоть читателям и кажется, что название драмы связано с природным явлением (первое действие заканчивается тем, что надвигающаяся гроза внезапно сменяет хорошую погоду), на самом деле, конечно, в ней заложен более глубокий смысл. Образ грозы у Островского ассоциируется с большими переменами. Идейной канвой пьесы является конфликт между «хозяевами жизни» и «простыми смертными», а сама борьба этих противоположностей похожа на грозу.
Хотя гроза как «персонаж» появляется в пьесе один раз и пугает Катерину, но предстает она не как природное явление, а как метафора новой жизни, свежего воздуха.
Что происходит во время грозы? Освобождается озон, и становится легче дышать, раскаты грома заглушают другие звуки, это явление наводит ужас и вместе с тем ощущается свобода, дерзость, веяние перемен. Поскольку пьеса была написана в 1859 году, когда назревали реформы, когда все менялось в обществе, то Островский это чувствовал.
Еще смысл названия-гроза в душе Катерины, ведь Катерина становится личностью с одной стороны, переступает через законы Домостроя, а с другой стороны-она мечется, терзается, она потрясена. Гроза для нее -это и очищение, и обновление, но и вместе с тем кара, расплата за переступление законов.