Вариант №1
Картина написана по летописи Нестора о событиях 968 года. Киев остался без защиты войска князя Святослава, который находился в походе, во время нападения печенегов и молодой воин бросился через ряды вражеского войска к Днепру, чтобы привести на помощь войска воеводы Претича.
В центре картины, художник изобразил молодого героя, сбросившего одежду перед тем, как броситься в реку. На мрачном фоне тёмных силуэтов печенегов, молодой киевлянин будто озарён сиянием яркого солнца. Несмотря на внешнюю беззащитность и уязвимость обнажённого тела, молодой герой полон решимости и бесстрашия. Красота его тела подчёркивается стремительностью движений.
Развевающийся на плече, кусок алой ткани, как будто знак пролитой крови, предупреждение о смертельной опасности. В образе мечущегося коня, потерявшего всадника за спиной молодого героя, художник выразил тёмные дьявольские силы. Окружающий мрачный фон с затянувшими небо тучами, как бы выражают сопротивление природы происходящему кровопролитию и это тоже подчёркивает значение подвига и отвагу молодого киевлянина.
Лица печенегов искажены злобой и ненавистью, что еще раз подчёркивает яркий образ юного героя. То есть, мрачный общий тон заднего плана резко контрастирует со светлым ярким образом молодого киевлянина. Хочется верить, что юный герой достигнет противоположного берега и помощь обязательно придёт.
План к сочинению по данной теме может выглядеть следующим образом:
Эта картина была написана художником Андреем Ивановичем Ивановым в 1810 году и посвящена подвигу молодого воина, бросившегося в реку Днепр, чтобы позвать на помощь воинов воеводы Претича в сражении против печенегов в 968 году.
План сочинения по этой картине, может состоять из следующих пунктов:
- История сражения с печенегами.
- История написания картины (автор, год создания).
- Описание внешности героя.
- Описание других персонажей.
- Соответствие красок образам изображаемых персонажей.
- Описание динамики движений.
- Тема патриотизма.
Вариант №2
На картине Александра Иванова «Подвиг молодого киевлянина» отображены события, которые могли иметь место при осаде Киева печенегами в 968 году. Правивший тогда в Киеве князь Святослав отправился с походом в Болгарию, а печенеги воспользовавшись отсутствие основной армии, осадили Киев. Жители города терпели страшную нужду и княгиня Ольга готова была сдать Киев. Единственной надеждой для горожан было сообщить о свое положении воеводе, который стоял на другом берегу и не решался вступить в бой с печенегами.
Сообщить воеводе о бедах горожан вызвался молодой киевлянин, который притворяясь печенегом пробежал через их лагерь выкрикивая по печенежски, что ищет своего коня, и переплыл Днепр. Его обман раскрылся, в него стреляли из луков, но киевлянин благополучно добрался до воеводы и тот вовремя пришел на помощь осажденным. Киев был спасен.
Картина выполнена Ивановым в традиционным для него античном стиле, немного не соответствующем тогдашним историческим реалиям, но великому художнику можно простить его слабость и любовь к античности.
Вариант №3
При первом знакомстве с картиной Иванова «Подвиг молодого киевлянина» модно подумать, что на полотне изображена сцена из античного эпоса и всерьёз озадачиться: «А киевлялин-то где?» Однако на картине представлен вовсе не сюжет древнегреческой трагедии, а эпизод из «Повести временных лет».
Печенеги — старые враги славян, осадили Киев, где находилась княгиня Ольга с маленькими внуками. На их счастье на противоположном берегу Днепра стояла армия одного из воевод Святослава. Однако как позвать их на помощь? Молодой Киевлялин, который немного знал язык печенегов, рискнул. Он, притворяясь печенегом и говоря на их языке, прошел через вражеский лагерь и нырнул в воды Днепра. И сумел достигнуть берега и позвать на помощь.
Именно героя-киевлянина мы видим в центре картины Иванова. Он обнажен, и только красное полотно прикрывает часть его тела — это авторская вольность и дань традициям, которые господствовали в живописи.